Мнение фотографа о лучших объективах для портретной фотосъемки –

Объективы для съемки портретов. Здесь фарш, в котором надо разобраться, чтобы не выбирать вечно…

Прошло лет 5 и я вспомнил о статье про портретные линзы. Много песка утекло с тех пор, многое изменилось. Читайте старую статью с примерами ниже (тут), а я буду стараться и добавить свежих фактов и специй. Самое важное, как всегда в конце. Но до этого конца требуется дочитать. 

антипортрет

Как выбрать объектив
для портретной съемки?

Сегодня, произнося словосочетание “портретная фотосессия“, каждый рисует себе постмодернистское “всё”.   Отзвуки рептилоидных подходов долетают даже до медиамаркетов. Например, вот фотографии, которые я увидел на вайлдбериз.

вопросы портретной фотосъемки: объективы, нужные для творческой жизниИтак, условимся, что мы на портрете мы ожидаем увидеть именно человека, с человеческими пропорциями тела. Разумеется, творец имеет полное право отображать любые продвинутые формы восприятия мира в  художественной форме, но это уже про арт или фешн.  А мы сегодня про портрет.

Практика фотосессий.
Возможные искажения в портретной фотографии
Самый простой и ясный пример. 

Предположим, что у вас на камере один из штатных зуммов.

Уточню, что самые распространенные зумм-объективы...⬎
Уточню, что самые распространенные зумм-объективы для полноформатных камер – это 28-70 или 24-70. На кроп-камерах с форматом матрицы APC, аналогами являются 16-50 или 18-55. Фотоаппараты Олимпус, Панасоники и Ксяоми (micro 4/3) имеют штатные объективы 12-40, 12-35. Разумеется, есть близкие аналоги. 

Эксперимент. Если Вы хотите сфотографировать поясной портрет штатным зуммом, то чем ближе подходите к модели, тем более широкий угол на объективе приходится выкручивать. И тем больше деформируются пропорции модели. Ближайшие части тела становятся заметно больше, чем дальние. На самом широком углу (самое малое фокусное расстояние данного зумма) картинка больше напоминает видимое через дверной глазок, чем гармоничное восприятие человека. Это может быть прикольно, но это не про портрет.

При горизонтальной ориентации камеры поясной портрет будет так или иначе иметь меньшую часть кадра, а значит и искажения наступят несколько иначе – позже.  Исследуйте и этот момент.

Результат эксперимента.  Довольно быстро становится ясно, что для ростового портрета в вертикальной ориентации желательно работать на фокусном расстоянии от 50 мм, для поясного – от 85, для лицевого – от 100.  При этом, названные фокусные являются опасным минимумом, к которому желательно прибавить 15-20 мм. Фокусные расстояния указаны для полнокадровой оптики. 

💣 Вывод. Итак, для свободной съемки всех трех видов портрета желательно иметь диапазон от 50 до 140 мм фокусных расстояний. 

Что выбрать для портретной фотосессии?
Зумм или фикс?

Если Вы – перфекционист с бесконечными патронами, то берите светосильные фиксы.  Они дадут возможность эксперементировать с размытием планов. Однако, таскать и менять три фикса нравится далеко не всем. Это вполне удобно в формате студийной съемки, но на пленере может быть не удобным.

✍. Посмотрите на многие замечательные портреты Ричарда Аведона. Вам придется долго искать у него размытый задний план. Это не помешало ему делать чудеса.

Работа на открытой диафрагме суперсветосильным фикс-объективом накладывает существенное ограничение: трудно навестись на резкость руками или на старой камере. В этом случае хорошо работают суперсовременных камеры с технологией дуал-пиксель и т.п.  Хотите размывать фон “в хлам” – берите самые новые камеры.  

✍.  ① Высокая и худая модель позволяет фотографу,  использовать более широкий угол, чем обычный человек. Причина в том, что у такой модели соотношение частей тела отличается от обычных людей. ② Кроме того, если фотограф умеет выстроить композицию тела примерно в одной фокальной плоскости, то возможны интересные находки. ③ Еще одной особенностью худых моделей или юных лиц является отсутствие всяческих утяжелений нижней части лица, которые блокируют возможность нижней точки съемки.

🛠 Ремонтопригодность. Новые объективы выходят на рынок, шокируя своими параметрами. Сейчас удивительные вещи создают китайские мастера. Впечатляют фотографии, сделанные объективами Viltrox, а объективы YongNuo радуют ценой, доступной для начинающего экспериментатора.  Почему бы не купить?  НО! Только время жизни на рынке показывает ремонтопригодность объектива. Любая мастерская починит Вам Канон 85, но удастся ли найти  новую плату для Вилтракса? Вряд ли. Если прошел гарантийный срок, а деталей в продаже нет, то выводы делайте сами. Приведу пример.

  • Пример Sigma. Есть замечательная по качеству и компактности серия объективов Sigma DG HSM ART.  Одна из самых частых поломок выглядит так: диафрагма стрекочет, объектив не обнаруживается. Это сломалась  шестеренка передачи. Она сделана из мягкого пластика. Ни в одной мастерской РФ этой детали нет. Почему? Потому, что часто ломается). Попробуйте найти на алихе, дождаться, и заменить. Скорее всего, Вы просто купите другой объектив.  Разумеется, Вам может “повезти” и это просто погнулись лепестки диафрагмы… 
  • Пример Sony. Вот тут ( ↴ ) я приводил в пример аналогичную ситуацию с конкретным объективом тети Сони, выход которого фотографы встречали с радостью.

Далеко не всегда для получения интересной фотографии требуется дорогая техника. Нас любят за идеи и свет.

Экономический аспект владения оптикой или фотокамерой

Если покупать камеру, как элемент развлечения, то вопрос рентабельности не стоит, покупайте лучшее из того, что можно себе позволить. Если что-то слишком дорого, но очень хочется попробовать, воспользуйтесь арендой.

💥 Лайф хак.  Покупая б.у. объективы через Авито, оговаривайте возможность “мани бек” на пару дней. Это даст Вам возможность провести тестовую съемку и понять, нужен ли вообще этот объектив. Разумно и честно предложить владельцу некоторую компенсацию в случае возврата. 

В случае приобретения оборудования для заработка, будет ошибкой тратит сумму, несообразную с планируемым заработком. Если съемки происходят редко или за малые деньги, то владение дорогим оборудованием обременительно: прикиньте падение стоимости оборудования после гарантийного срока и в целом за год. Возможно, стоит обдумать варианты аренды, или искать рентабельную конфигурацию. 

🎃 Хорошо покупать новую технику. Часто первый год гарантии обеспечивает обмен неработающего прибора на новый. Например, так делает Viltrox. Но ровно в полночь нового года объектив становится лупой.

Эти фотографии для публикации были сделаны в перерыве между пьянкой/концертом/пьянкой в клубе за 10 минут на мутный мыльный зумм Найкона и обработаны под концепцию журнала. Далеко не всегда для портрета нужна открытая диафрагма. Что нужно? всегда от фотографа требуются идеи и свет. Остальное – вторично.

Настало время для самого сладкого:
Рекомендации по выбору конкретного объектива
для портретной съемки, если бюджет ограничен.

интерьеры бюджетных квартир

🧨 Первой фразой бросим бомбу: современные объективы слишком резкие для портретной съемки. Автор планирует собрать 3-4 настоящих портретных объектива и показать кузькинумать несколько настоящих портретов. Но позже. А пока скажем, что для смягчения современной оптики хорошо использовать некоторые светофильтры вроде Marumi DHG Soft Fantasy, или влажно дышать на защитный фильтр. Некоторые пользуются вазелином. 

💥 Начнем с APC-камер. На фотоаппаратах с кропом 1,5-1,6 стандартный зумм-объектив  (28-70 2,8) для полнокадроваой матрицы становится вполне портретным вариантом, охватывающим портретный диапазон в 44-105 мм. 

  • Среди оптики начала 21-го века есть модели, которые по прочности переживут нас. Например, Tokina AT-X PRO AF 28-70mm 1:2.6-2.8, которой можно колоть орехи, стоит 120-150 баксов, имеет не мыло, но портретную мягкость на длинном конце, как все токины того времени ловит засветки и блики в контровом свете, а значит, что вполне пригодна для “ламповых” фотографий. 
  • Я не знаю такого Найконолюба со стажем, который был бы равнодушен к Nikon Nikkor 35-70 mm 2.8.  Две проблемы: он часто с “грибком”, что ведет некоторой потере контраста/цвета + фокусироваться скорее всего придется руками. 
  • Чуть дешевле есть Сигмы и Тамроны аналогичны фокусных расстояний. Но я остался к ним равнодушен и по конструктиву, и по рисунку.  Старая оптика всегда имеет свои компромиссы по цвету или поведению в контровом свете, но должны быть и прелести. В старых зуммах Сигмы и Тампона я их не нашел.

⁉ И тут встает вопрос: “Почему в списке нет объектива всех времен и народов для кроп-камер Sigma 18-35mm F1.8 Art DC HSM? Ответ дать не сложно. По фокусным расстояниям этот объектив не решает портретные задачи, но является отличным штатником для видеографа, у которого ориентация сугубо горизонтальная и модель чаще всего занимает часть кадра. Стоимость этого объектива вряд ли можно назвать гуманной для б.у. рынка.  Для тех, кто желает повысить светосилу полнокадрового объектива на кроп-камере есть решение: приобретайте адаптер  Metabones Speedbooster или Viltrox EF-FX2. Ваш полнокадровый объектив на кроп-камере получит увеличение светосилы, меньшую обрезку краев. Отрицательным моментами будет увеличение засветок в контровом освещении т.к. появляется дополнительная линза, терпимое ухудшение работы фокусировочных алгоритмов и мягкость углов на Вилтрахсе.

💥 Вариант . Для кропнутых камер выпущены телевики с максимальной диафрагмой 2,8, которые могут выполнять и роль портретных объективов. При этом данные б.у линзы вписываются в 200 баксов.

  • Tokina 50-135 F/2.8 
  • Sigma 50-150mm F/2.8 

🎩 Разумеется, если не иметь желания размывать задний план, то интересными становятся все объективы типа Sigma 18-300mm f/3.5-6.3,   Но я не столь великий мастер, чтобы рекомендовать эти штуки. Ради таких линз вряд ли стоит покупать камеру. На деле, для студийной съемки с импульсным светом и диафрагмой, закрытой до 7,1, отлично сработает любой современный объектив. Но нам-то желательно иметь возможность хотя бы какого-то обаяния оптики с диафрагмой 2,8.

Чем же плохи зумм-объективы для портретов?
где найти дешевый автофокусный фикс?

Разумно, если читатель не унизится до доверия моему тексту, но засядет за поиск “sample photos” с упомянутых объективов. Что же увидит внимательный читатель? Конструкции линз зумм-объективов создают в зоне размытия всяческие “нервные” линии, тогда как многие фикс-объективы создают более плавное размытие. Важно ли это, решает каждый фотограф сам.

"Видимое". Фотограф Кирилл Толль. Москва

“Видимое”. Фотограф Кирилл Толль. Москва

Наверное, самым распространенным портретным фикс-объективом является Канон 85 1,8. Сейчас это объектив перевыпущен под новый байонет со светосилой 2, чуть лушей устойчивостью к контровому свету и меньшей дистанцией фокусировки. Все это здорово, но хочу напомнить благородным донам, что…

🤔До 2008 года, пока в наших карманах звенели бодрые сольдо. только ленивые не ругал рваное боке 85 1,8. Сравнивая его со старшими братьями (1,4 и 1,2 в двух версиях), трудно не заметить разницу. Ее видят все… профессиональные фотографы. Но не клиенты. 

От себя рекомендую Nikon AF-S Nikkor 85mm 1:1.8G IF SWM. Цена вопроса около 330 баксов б.у.

Было время… У Minolta  была отличная 85 1,4, был великолепный и даже уникальный Minolta STF 135mm f/2.8 T4.5. Но тетка Соня слила байонет А вместе со всеми объективами Минолты, да и своими. А обещания поддерживать байонет и вопли о перспективности технологии полупрозрачного зеркала быстро забыли.

Но если Вы вдруг решитесь взять старую камеру Сони c байонетом А, то напомню о существовании компактного Sony 85mm 2.8 SAM, который имеет вполне приемлемое для портрета боке, убогий пластиковый корпус и замечательную цену меньше ста баксов.  На кропе он станет более “узким” и это стоит иметь в виду. Последней кроп-зеркалкой была Sony dslr-A700 с ценой в 70 баксов, а вот Sony Alpha SLT-A77 II до сих пор стоит около 400 баксов. Оно того не стоит. Но на байонет А (кроп) есть дешевое в б.у. стекло Sony 16-80mm f/3.5-4.5 ZA A Vario-Sonnar T. Его подводный камень не столько в отсутствии диафрагмы 2,8, сколько в слабом конструктиве, который имеет тенденцию к поломкам. Но сам по себе “рисунок”  имеет весьма подходящий характер для портрета.

Отмечу, что брать старые ФФ-камеры Сони не стоит т.к...⬎
  Отмечу, что брать старые ФФ-камеры Сони не стоит т.к. их затвор не ремонтопригоден. 

На системе micro 4/3 есть три дешевых и вполне рабочих портретных объектива:  Panasonic 42.5mm f/1.7, Olympus 45mm f/1.8 и Xiaomi 42,5 1,8. Разница между ними лишь в том, что Ксяоми чуть медленнее фокусируется, при этом еще и не имеет кольца фокусировки. Минус ли это? Не факт. Учитывая стоимость Ксяоми ( 60 баксов) в сравнении с Панасом (220) и Олимпусом ( 140 ) я бы выбрал Ксяоми, если был бы начинающим и бедным . А если бы деньги были, то предпочел бы Олимпус. Есть еще Olympus 75 1,8. На вторичном рынке он доступен около 550 баксов, но все-таки это слишком специфичное фокусное расстояние.

 🎁 Когда-то давным-давно, в начале цифровой эры для фотокамеры C-8080WZ делалась теленасадка Olympus CAMEDIA TCON-14D. Она увеличивает фокусное расстояние в 1,4 раза без потери светосилы и без видимых искажений. Большая она хорошо кроет матрицу микры и даже АПС. Это не китайская поделка, а реальная рабочая вещь со стоимостью до 50 баксов. Приладить ее – задача не хитрая, и требующая обычной смекалки. В результате любитель может поиметь дополнительное фокусное расстояние.

⛔ Говоря о размытии вне плоскости фокуса, требуется отметить, что этот эффект не имеет ничего общего со спецификой нашего зрения. Возможно, именно в этом причина того, что на картинах дофотографической эры подобных приемов найти не удастся. Может быть есть какое-то исключение. 

⛔ Говоря о размытии нужно иметь в виду, что при одном диафрагменном числе, например,  1,8 для разных матриц поле резкости будет отличаться. Приведу по калькулятору ГРИП (Глубина Резко Изображаемого Пространства).

😲 Задачка для фотографа. Представим себе, что у нас три фотоаппарата: ФФ, АПС, ДваждыКропМикра.  Для каждого фотоаппарата есть портретный объектив с диагональным углом 28°. Для полного кадра это будет 85 мм, для АПС – 56 мм, для микры – 42 мм. Вопрос 1: какая глубина резкости будет на диафрагме 1,8 при фокусе на объекте, находящимся на расстоянии 3 метра.  Вопрос 2: На какой диафрагме надо остановить полноматричный объектив 85, чтобы получить ту же глубину резкости, какую выдает и 42 мм микры на расстоянии 3 м.? 

Ответ 1. Благодаря калькулятору ГРИП (гуугл в помощь) мы узнаем, что объектив для полноматричных фотоаппаратов с фокусным расстоянием 85 мм даст глубину резкости 13 см., объектив для АПС-матриц с фокусным расстоянием 56 выдаст глубину резкости в 19 см., а дваждыКроп от олимпуса или панасоника с фокусным расстоянием в 45 мм выдаст ГРИП в 23 см..
Ответ 2. Обращаясь к калькулятору ГРИП еще раз, мы узнаем, что полноматричный портретный объектив 85 мм, сфокусированный на объекте в расстоянии 3 м. выдаст ГРИП 23 см при диафрагме 3,2, тогда как портретный объектив для дваждыКропМикры выдает эту глубину резкости при диафрагме 1,8. Тут стоит выдохнуть.

Разумеется, калькулятор упрощает все случаи и не учитывает форму бокэ, но тенденции прозрачны.

Петр ТабакРеальная портретная оптика с примерами

Та оптика, которой мы сейчас работаем, является так или иначе быстро проходящим потоком, который вряд ли переживет ближайшие 10 лет. Объемы изготовления, качество и рисунок оптики делают эти объективы удобным инструментом, но при этом продукт не представляет интереса для коллекционера или увлеченного художественной оптикой фотографа. Благодаря возможности, которую представил фотограф-коллекционер Петр Иванович Табак, я хочу познакомить заинтересованных читателей с работой нескольких объективов.

Все права на портреты и объектив принадлежат автору – П.И. Табак ©.  Представлены следующие объективы: ЛОМО РО500-1 F=90 2,2,   Meyer Optik Görlitz Trioplan 100 mm f 2,8,  Astro gesellschaft berlin soft focus 75 2,3, Heliar 12 4.5 voigtlander, самодельный монокль, Special cinema anastigmat 50mm 4.5, Dallmeyer PENTAC F2.9.

кинопроекционный объектив ЛОМО РО500-1 F=90 1:2

кинопроекционный объектив
ЛОМО РО500-1 F=90 1:2
кинопроекционный объектив ЛОМО РО500-1 F=90 1:2

Meyer-Optik Görlitz Trioplan 100 mm f/ 2.8Meyer-Optik Görlitz Trioplan 100 mm f/ 2.8Meyer-Optik Görlitz
Trioplan 100 mm f/ 2.8Meyer-Optik Görlitz Trioplan 100 mm f/ 2.8

Meyer-Optik Görlitz Trioplan 100 mm f/ 2.8

astro gesellschaft berlin soft focus 75 F2,3 astro gesellschaft berlin soft focus 75 F2,3 Astro gesellschaft berlin
soft focus 75 F2,3

astro gesellschaft berlin soft focus 75 F2,3

astro gesellschaft berlin soft focus 75 F2,3

heliar voigtlander 12mm f4,5 Heliar
voigtlander 12mm f4,5

heliar voigtlander 12mm f4,5

heliar voigtlander 12mm f4,5

samples: self-made Monocle-Lens PhotosМонокли
ручной работы

samples: self-made Monocle-Lens Photos

Special cinema anastigmat 50mm F4.5Special cinema
anastigmat 50mm F4.5

special cinema anastigmat 50mm F4.5

special cinema anastigmat 50mm F4.5

Dallmeyer PENTAC F2,9

Dallmeyer
PENTAC F2,9

Dallmeyer PENTAC F2,9

Если говорить о разрешающей способности объективов начала 20-го века, то она специфична для каждого объектива. Чтобы закрыть эту тему, представляю читателям две фотографии с РО500-1, которые сделаны на камеруYi-M1 Micro Four Thirds  на байонете MFT через универсальный переходник на открытой диафрагме (нет в объективе диафрагмы) с ручным фокусом. Камера имеет матрицу “дваждыкроп” с 20 мп. Таким образом, вдумчивый читатель может понять достоинство РО500-1 сам.

кинопроекционный объектив ЛОМО РО500-1 F=90 1:2

кинопроекционный объектив ЛОМО РО500-1 F=90 1:2

В заключение скажу, что пока одни “растят фото-жопу”, упорно перерисовывая портретируемых, другие фотографы занимаются портретной съемкой. 

Продолжение может и последует.
Эта статья будет писаться вечно постепенно, по мере сил автора.

 

Портретные объективы

Для начала напомню себе и читателю, что портретные объективы – это тема особая, в ней лучше танцевать осторожно. С тем и приступим.

Первой группой портретных объективов возьмем неавтофокусную оптику с фокусным расстоянием 85.

😎 Пожалуй, в этой категории есть советский чемпион – старый добрый Гелиос 40-2 (или просто 40 с худшими цвевтовыми и разрешающими возможностями) со светосилой 1,5.

Угол поля зрения: 28°
Диаметр 82 мм
Вес: около 900 гр.

Примечание 1: К сожалению, далеко не все профессиональные фотографы в состоянии осуществить наводку на резкость оптикой с такой большой светосилой. Офтальмологи считают, что ухудшение зрения к 40-ка носит массовый характер, и это накладывает ограничения на профессиональные возможности фотографов в том числе.

Другими минусами Гелиоса 40-2 являются малый контраст и серьезная засветка, если в кадр попадают источники сильного света (см. фото слева). Очевидно, что лучшее время для фотосъемки на этот объектив – пасмурная романтическая погода…

Одним из интересных эффектов, которые делает этот объектив, считают “закручивание”. Мне нравится этот эффект и я даже специально делал насадки из линз для создания подобных картинок. Остановило меня осознание, что такие изображения совершенно не отражают изображение, возникающее в моем мозгу, а ведь именно его я и хочу передать.

Давайте сравним характер закрученного изображения на фото мото-девушки  (© Tigra Girl) и моей дочки. В первом случае работал Гелиос-40, во втором специальная насадка на sony 50 1,4.

 
Как правило, владельцы Гелиоса 40 существенно обрабатывают фотографии в смысле цветокоррекции т.к. просветление линз оставляет желать лучшего. На открытой диафрагме объектив дает резкость только в центральной части поля, что стоит учитывать при построении композиции.

 

О цене. В начале 2-ухтысячных Гелиос 40-2 валялся на всех барахолках и стоил около $ 150. И, поверьте, это была адекватная цена за объектив со столькими минусами. Сегодня за него просят около $ 700.

Итак, на прощание окинем взором практически не обработанную фотографию с концерта, сделанную с помощью Гелиоса-40. Мы видим недостатки просветления оптики, возможно, что плохое внутреннее чернение, весьма специфические кружки нерезкости.

Теперь поедем дальше, к более значительным творениям фото-прома.

😎 Последние несколько лет на российский рынок пришли неавтофокусные объективы бренда Samyang, которые выходят также под названиями Walimex , Rokinon, Opteka, Falcon, Vivitar, Bower, Polar, Bell+Howell.

Среди этой продукции есть весьма достойный объектив Samyang (Rokinon/Bower) 85mm f/1.4 Lens.

Угол поля зрения: 28,3 °
Диаметр 72 мм
Вес: около 516 гр.

Этот объектив – уже современное качество оптики. Начиная с открытой диафрагмы сабж дает резкость по всему полю, имеет не большой для своего класса вес.

Характер нерезкости (боке) вполне достоин красоваться в одном ряду с дорогими автофокусными братьями. На многих форумах фотографы-тестеры ломали свои копья и зубы на попытках принизить достоинства этого объектива.

При том, что стоит этот объектив около $ 500 в новом состоянии, а с рук еще дешевле, то он вне конкуренции.

Обращу Ваше внимание на то, что “Примечание 1” (см. выше) остается в силе. А минус у этого Samyang  85mm f/1.4  все-таки есть: он плохо держит контровой свет.

Однако, если сравнивать с Гелиосом 40-2, то эта проблема с контровым светом почти не проблема.

При всех плюсах я бы не рискнул взять этот объектив на коммерческую съемку.

Если стоимость первых двух объективов была сравнительно мала, то теперь нас ждет их старший брат.

😎 Под легендарным названием Carl Zeiss выходит несколько объективов портретного свойства.. Среди них есть даже автофокусный экземпляр с лейблом Sony. 

Лично мне очень не нравится его цена в 45-50 тыс. руб. Если сравнить его пластиковый конструктив с неавтофокусными братьями, то Вы меня поймете.

Кстати, неавтофокусные объективы обойдутся около 30 тыс. руб.

Итак, Sony Carl Zeiss Planar T*85mm f/1.4 ZA (SAL-85F14Z).

Карл Цейс – это Карл Цейс. Чем он лучше Самьянга? Пожалуй тем, что я не встречал бракованных экземпляров. В остальном – разница есть, но она не такова, что бы ее увидел начинающий фотограф или что бы она помешала сделать отличный кадр. Все, как с вином: чуть больше дымка, чуть меньше кислинки, чуть ярче…

Покупая объектив, всегда важно узнать его ликвидность. Т.е. потери при продаже. Неавтофокусная оптика столь надежна, что возможно Вы предпочтете б.у.-шный вариант. Ебей Вам в помощь.

Carl Zeiss дает своим объективам названия PLANAR, DISTAGON, BIOGON. Все эти названия стоят некоторого лирического отступления.

Лирика оптики Карл Цейс

PLANAR

Симметричная конструкция линз, созданная Паулем Рудольфом (Dr. Paul Rudolph),  изготовленная ф-ой Carl Zeiss в 1896 году. Оптическая схема объективов типа Planar часто копируется другими производителями.

Схема PLANAR позволяет эффективно исправлять аберрации.  Наименование PLANAR переводится с латинского, как “плоскость”.

BIOGON

Объектив с фокусным расстоянием, равным половину диагонали кадра, сделан из компактной конструкции линз, близких к симметрии. У Biogon довольно много плюсов: достаточно широкий угол для работы в стиле “стрит”,  нет искажений, отличная передача цвета и равномерное разрешение.

Последняя линза Биогон расположена  в 18.8 мм от пленки, а значит использование  Biogon в зеркальных камерах не возможно.

Однако, для конструкции Biogon создали суперширокоугольную камеру Hasselblad Superwide Camera SWC. Эта камера – действительное достижение научно-технической мысли в сфере фотографии.

DISTAGON

Эта оптическая схема дает возможность еще более широкого угла, чем Биогон. В конструкции учтена надобность пространства между задней линзой и пленкой для зеркальных камер.

Окончив отступление про Carl Zeiss, вернусь к портретным объективам.

Итак, мы пробежали неавтофокусные портретные объективы с фокусным расстоянием в 85 мм и ценовым диапазоном от $500-1600, кстати зацепив один автофокусный объектив.

Для очистки совести заметим, что на вторичном рынке портретной оптики есть много чудес и просто интересных вещей. И все это можно дегустировать: CZ Sonnar 85/2.8, color-heliar 75/2.5, Юпитер 9 (85/2), Гексанон 85/1,8, Konica Hexanon AR 85/1.8, MC Rokkor 85/1.7.

Если говорить о самом дешовом варианте автофокусного портретника с фокусным расстоянием 85 мм, то это Sony 85mm f/2.8 SAM (SAL-85F28).

Можно многое сказать, что конструктив объектив – дрянь, что светосила мала для современного портретника, но цена в $250 – это сильный аргумент. Для любителя он может быть очень даже достойным вариантом.

Таким образом линейка Sony в фокусном 85 мм имеет два объектива. Оба они отличны оптически и сомнительны в конструкции.

 
 (© Viv)

Портретники Pentax и то, что близко

На момент написания статьи Pentax не выпускал полнокадровых фотокамер, но список их объективов говорит о желании двигаться в направлении ФФ. Давнее желание греет душу почитателей Пентакс.

– Pentax SMC FA 77mm f/1.8 Limited – портретный объектив с ценой около $ 1100 для полнокадровых и кроп-камер.
– Pentax SMC DA 55mm f1.4 SDM – портретный объектив с ценой около $ 800 для неполнокадровых камер.
– Pentax SMC FA 50mm f/1.4 – примерно портретный объектив с ценой около $ 500.
– Pentax SMC DA 50mm f/1.8 – примерно портретный объектив с ценой около $ 300.

На фототехнике Пентакс обычно успокаивается душа тех, кто может себе позволить не зарабатывать фотографией. Это связано прежде всего с отсутствием полнокадровых камер и адекватного конкурентам (К+Н) автофокуса. А вот цветопередача и рисунок оптики у Пентакса на высоте.

Честно говоря, я упомянул о Пентаксе только для очистки совести. Система со знаменитой историей (история Pentax) сегодня имеет столь ограниченный круг почитателей, что сложно найти фотографии, сделанные на открытой диафрагме.

Портретник Sigma

Прежде всего Sigma AF 85mm f/1.4 EX DG HSM. При цене в $ 800 этот объектив действительно достоин внимания. Можно честно сказать – конкурент топовым линзам по всем параметрам.

Единственное, что можно сказать плохого в сторону этого объектива, касается всех объективов этого бренда: при покупке проверяйте т.к. встречается брак.

С другой стороны, что за беда – проверить фокусировку и хроматику?

Кстати, сравнив фото девушки на фоне зелени и фото девушки в бежевых тонах (выше), можно ощутить разницу в размытии планов объективами с мах. диафрагмой 2,8 и 1,4. Тут уже Вам решать – надо ли платить за эти возможности?

Статья ждет продолжения.

Б Л О Г