Нейропсихология религии. Доктор Эндрю Томпсон.

Нейропсихология. Научно-популярный рассказ ученого о возникновении религий

Почему наш разум производит и принимает религиозные верования? Мы невероятно приблизились к созданию всеобщий когнитивной нейронауки религиозных взглядов, которая подкреплена теорией и эмпирическими данными. Сегодня в лекции набросок этой науки, подкрепленный эмпирическими данными, и исторический очерк который кое-что расскажет о прошлом, настоящем и будущем. Я дам вам набор инструментов, который вы сможете использовать для дискуссий с верующими.

Начнем с Дарвина. Его замечательная теория не только дает нам единственное рабочее объяснение происхождения и разнообразия жизни на земле. Его идея единственная, которая объясняет происхождение и устройство человеческого мозга. Особенно той его части, которая отвечает за религиозность.

Объединяем Дарвина с генетикой Уотсона и Крика, и у нас получается современный Дарвиновский синтез: «Каждый организм это устройство, которое решает определенные проблемы, созданные в результате эволюционного отбора. Который обеспечивает выживание и размножение организмов и передачу его генов».

Посмотрите на меня. Сердце качает кровь, гемоглобин переносит кислород. Легкие извлекают кислород из воздуха. На какую часть тела вы не посмотрите, повсюду есть эта закономерность, которая развивалась в результате естественного отбора.

То, что касается нашего тела, касается и нашего разума. Наш разум тоже развивался в результате естественного отбора. Наш мозг – это тоже устройство, которое решает задачи для того, чтобы обеспечить выживание и размножение наших генов. Стивен Пинкер сказал, что разум человека, как корабль «Аполлон». У него внутри много разных приборов которые решают множество разных задач, и астронавты взаимодействуют сознательно только с небольшой частью этих устройств.

Вы сидите сейчас передо мной. Я в перевернутом виде отражаюсь на сетчатке ваших глаз. Вы не знаете о том, что ваш мозг переворачивает изображение. Обрабатывает его в трехмерную модель. Вы даже не знаете, но вы следите подсознательно за моими глазами, за моим лицом. Используются те же штампы мозга, которые задействованы в религиозных убеждениях. Мы также знаем, что мы произошли от обезьян, а не являемся падшими ангелами. Мы выросли в Африке. Отложите в сторону наши этнические и религиозные отличия. Под кожей мы все африканцы. Каждый из шести миллиардов человек на земле. Мы все – сыны и дочери небольшой группки охотников, которая выросла в Африке около 70 тыс. лет назад и завоевала весь мир.

Вы можете этого не знать, но вот ваша семейная история. Наш общий предок – шимпанзе. Здесь проходит линия гоминидов: австралопитек, Люси, антропос. И вот наш род – Homo. Homo homini, Homo erectus, Homo Necropolis и Hominem. популярно о научном

Сравним Люси, Homo erectus 2,5 млн лет назад и нас. Обратите внимание на область лобных долей. Слева череп Homo erectus, справа Homo sapiens. Как увеличились передние лобные доли? Они развились за короткий период времени. Почему? Всего лишь 1,5-2 млн. лет назад Homo erectus ушел из Африки. Переселился в Индонезию, на Кавказ. Другими словами завоевал полмира. Он завоевывал физическое пространство миллионы лет. Тогда что же заставило измениться мозг человека так сильно? Что подтолкнуло его эволюцию? Эволюцию подтолкнули мы, наше отношение. Отсюда берут истоки наши сложные социальные штампы.

Почему это важно? словарь юриста

Потому что религиозные взгляды, религиозные верования – это всего лишь побочное использование ежедневных штампов, ежедневных адаптаций, социальных штампов. Определение посредничества и предварительного мышления. Религиозные взгляды – это побочный продукт когнитивных механизмов, который первоначально служит другим целям.

Что такое побочный продукт?

Вы сейчас пишите. Запись и чтение – это побочный продукт. У нас в мозге нет особых модулей для чтения и письма. Это побочный продукт зрения, моторных навыков. Музыка – это побочный продукт языка. Гласные и согласные могут образовать ритм. И отсюда музыка. И такой же производной является религия. Это побочный продукт ежедневных штампов нашего сознания. Это наша искусственная способность представлять воображаемые миры. Также любая религиозная идея – это человеческая концепция с некоторыми изменениями.

религии и наукаКто любит Биг-мак? Можете не стесняться, я психиатр. А кто любит гамбургер? А кто из вас возжелал брокколи? Вижу, что не особо. Почему?

Если вы понимаете психологию Биг-мака, то вы понимаете психологию религии. У нас в мозге развились штампы, которые касаются самых важных вещей, например, сахар – из фруктов, жир – из мяса, соль. Это важные штампы из нашего прошлого. И современный мир создал новые формы этих же штампов, которые происходят из этих штампов. Они похищают, уводят эти штампы. Вместо фруктов у нас Кока-кола с сахаром. Вместо мяса у нас – жирный гамбургер и соленая картошка. И вы видите, как эта схема питания использует наши первоначальные штампы сознания.

А теперь мы осмотрим вот эти штампы.

Первое – это отстраненное мышление.

Отстраненное мышление означает, что мы можем отстранять свое мышление во времени. Даже сейчас, во время моей речи, вы можете подумать о каком-то другом разговоре в прошлом, или даже спроецировать у тебя в мозге, например, предполагаемый разговор с президентом Обамой. И эта удивительная возможность мозга человека очень важна для памяти и для планирования. И это важная часть нашей личности, потому что она позволяет существовать сложным социальным взаимодействиям с невидимым или предполагаемым собеседником. И вы видите, еще один шаг вперед, и вы уже общаетесь с умершим предком. Я уже состарился. Многие мои друзья и близкие умерли, и я иногда себя ловлю на мысли, что разговариваю с ними. Еще шаг вперед, и вот вы уже общаетесь с Богом.

Второе.

Гиперактивное определение посредничества.

Любой из нас, увидев тень, решит, что это вор, но мы никогда не решим, что вор – это тень. В нас встроено определение посредничества. Если мы слышим сильный громкий звук, мы, в первую очередь решим, что его произвел человек с какой-то своей целью. Вы спросите: «Ладно, как отстраненное мышление, взаимодействие с предполагаемым собеседником и гиперактивное определение посредничества, как это приводит нас к религиозным взглядам? К сверхъестественным религиозным ворам»?

А вот так. Здесь нет линий. Но ваш разум дорисовывает линии прямоугольника. Это называется «интуитивное мышление». Интуитивное мышление лежит в основе религиозных идей. То есть минимальные антиинтуитивные миры. Что это значит? Это означает, что существует оптимальный компромисс между интересным и ожидаемым. И он дает нам то, что привлекает наше внимание и запоминается.

научный взгляд на религии.Например, если я вам скажу, что большое дерево за нашим конференц-залом заплатит за вас налоги, постирает белье, починит ваш компьютер – вы не поверите. Но если я скажу вам, что это дерево ночью в полнолуние услышит ваши просьбы и исполнит их, то вам уже будет легче поверить в это. Вы будете уязвимы для этой идеи, потому что там есть только одна небольшая загвоздка, а все остальное ваше знание о деревьях интуитивно добавляется в эту картину.

Подумайте о христианском Боге. Он повсюду. Небольшая загвоздка в физике, а в основном – он личность. Вы заполняете остальные пробелы вашей интуиции. Он личность, он понимает мой южный акцент. Все остальное заполняется подсознательно. И во всех этих религиозных идеях есть сверхъестественные шаблоны. А антиинтуитивные физические шаблоны повсюду? Антиинтуитивные биологические шаблоны? Например, Мария родила без секса. Антиинтуитивные психологические шаблоны: «Бог знает мои мысли». Он знает мои мысли, но для чего мне тогда молиться? Потому что в остальном пробелы заполняются нашими обычными штампами. Поэтому возникает идея такая, какая она возникает.

Также всегда происходит атрибуция состояний сознания человека. Подумайте о любой религиозной системе. Системе, которую вы знаете. И она подойдет под эту модель. Наиболее четко эти уязвимости мы видим в детях. Мы все взрослые дети, в своем роде, но очень быстро дети становится дуалистами разумного смысла.

Что я имею в виду.

Вы можете взять коробку и перед годовалым ребенком передвигать, как будто бы она прыгает. И даже пяти месячный ребенок удивится этому. Он не удивится, если будет взрослый человек прыгать, но удивится если будет коробка прыгать. Вы видите, что даже в полгода у человека есть определенные штампы мышления, которые описывают предлагаемые модели взаимодействия. И дети знают больше, чем они выучили, потому что у них уже с рождения есть определенные штампы.

Также, уже в полгода, в 5 месяцев эти штампы появляются. Также очень быстро ребенок думает о разуме без тела. И почему? Представьте себе, что если я могу думать о разуме человека, то когда присутствует его тело, то это будет тяжело для меня. Потому что я могу думать о человеке только в его присутствии физическом.

Джесси Берингтон и я производили исследования. Аллигатор съедает мышку. Детей спросили: «Нужно ли теперь мышке есть или пить»? Дети говорили: «Нет, ее съели».

Мышке нужно двигаться?

Нет.

А мышка думает о чем-нибудь? Она хочет чего-то?

И дети сказали: «Да».

Это показывает, что происходит разделение разума и тела у детей. В 4 года больше чем у половины детей есть воображаемые друзья. Вы видите, что разум человека отделяет разум человека и тело человека.

Что еще могут делать дети? Они детерминисты. Это означает, что их разум повсюду будет видеть цель и предназначение. Попросите ребенка объяснить, для чего существуют река. Чтобы они плавали в лодке.

Для чего существуют камни?

Чтобы животные могли чесать об них спину.

Для чего существуют птицы?

Чтобы петь.

То есть дети повсюду считывают определенную цель.

На сайте Ричарда Допкинса есть интервью между ним и его товарищем, когда они обсуждают естественный отбор. И вдруг, они ловят себя на мысли о том что они говорят об естественном отборе, как о чем-то преднамеренном. Нам очень легко представить себе, что существует какой-то объект, который выполняет это действие.

Также дети спонтанно изобретают понятие Бога. Все эти механизмы, с которыми мы рождаемся, делают нас очень уязвимыми для религиозных взглядов. Верить в религиозные идеи очень легко. А понять естественный отбор – это уже труднее. Отстраненное мышление, гиперактивное определение посредничества, минимальное интуитивное количество миров, странное желание видеть во всем цель. Все эти вещи способствуют укреплению религии.

И, наконец, еще один механизм.

Механизм привязанности.

Система привязанности – это фундаментальная система заботы о млекопитающих. И подумайте о религии. У вас трудность. Что вы делаете? Вы обращаетесь к своему небесному покровителю. Палеоантропологи записали одну удивительную историю в книге, об одной пожилой женщине Homo erectus, которая 7.5 млн. лет назад умерла от сильного отравления витаминами. Она сильно страдала перед смертью. Но исследование ее костей обнаружили костный рост в этот период. Это означает, что эта женщина 7.5 млн. лет назад прожила несколько месяцев. Кто-то заботился о ней. Приносил ей еду, приносил ей воду, защищал ее от хищников, сидел с ней холодными темными опасными ночами. Вы видите, как работает система привязанности уже 7.5 млн. лет назад. Система привязанности важна для веры. Система привязанностей также защищает религиозные убеждения. От них труднее отказаться.

Например, жизнь Дарвина. Помните в 1836 году Дарвин вернулся из путешествия на Галапагосские острова на корабле «Бигль». И он увидел там животных, которые заставили его задуматься о том, что виды могут меняться. Он уехал креационистом, а вернулся

эволюционистом. И он понял, что человек происходит от животных, и нет никакой необходимости в божестве.

И вот что он написал в 37-м году в своей книжке. Он был помолвлен с Эммой Веджвуд, своей кузиной. Он понял, что существа могут меняться и эволюционировать, но у него не было механизма. В сентябре 38-го года он почитал эссе Монфиса, и там увидел механизм естественного отбора – борьба за выживание. Он сказал своей возлюбленной об этом, на что она ответила, что переживает и боится, что изменение его взглядов разорвут их отношения. Дарвин беспокоился о реакции своей жены, о возможном разрыве отношений. Это одна из причин по которой он так долго не отказывался от своих религиозных взглядов.

Один из современных апологетов христианства Карл Гиберсон, физика из колледжа, который писал о примирении эволюции и религии. Он прямо говорит об этом. О том, что если бы он отказался от своей веры, то его родители бы отвернулись от него, его жена отвернулась бы от него. Семья бы развалилась.

Поэтому эта система привязанности, вы видите, она и важна для религии, и она защищает религию изнутри.

Теперь, что касается теории разума. Научно-популярные фильмы…

Вы знаете, что мой разум похож на ваш. У него есть свои цели, желания и намерения, которые могут отличаться от ваших. И вы должны их узнать. Уже в 3-4 года мы обретаем эту способность. Посмотрите на левую фотографию Богарта и на правую. Вы увидите, что Богарт слева – смотрит направо, а Богарт справа – смотрит налево. Но как это может быть? Это одна и та же фотография, просто в негативе. Почему он смотрит в другую сторону. А причина вот в чем. У нас внутри есть встроенная система, отдельная от нашего сознания, которая смотрит на глаза и определяет состояние эмоций.

Посмотрите и, используя ваши чувства, определите, что испытывает этот человек?

Он не уверен.

А этот? Помощь юриста…

Он игривый.

Подумайте. Я вам показал черно-белую зернистую фотографию глаз, и вы уже сделали такие сложные суждения об эмоциональном состояния человека. И женщины преуспевают в этом, по сравнению с мужчинами. Но мы можем определить около 212 чувств, только по глазам.

Мы говорим о теории мозга.

На этой табличке сказано: «Что ты думаешь о том, что я думаю о том что ты думаешь, о том, что как ты думаешь, я думаю»?

Еще одна часть теории сознания, которая называется преднамеренностью.

1 порядок: «Я думаю».

2 порядок: «Что ты думаешь».

3 порядок: «Я думаю, что ты думаешь, что я думаю» и т.д.

Там есть 5-6 порядков. Вы понимаете насколько это важно для социальных взаимодействий? Это очень важная часть нашего мышления.

Вы можете прочесть что написано на рисунке. Женщина говорит: «Я думаю, он скучный». Чужак говори: «Я думаю, что я ей очень понравился». А муж говорит: «Я подозреваю, что он верит, что она хочет убежать с ним».

Что делать религия? Она опять использует эти шаблоны.

1 порядок: «Я верю». Есть юридическая бесплатная помощь…

2 порядок: «Я верю, что Бог хочет».

3 порядок: «Я верю, что Бог хочет, чтобы мы действовали с праведным намерением».

4 порядок: Это уже социальная религия. «Я хочу, чтобы ты верил, что Бог хочет, чтобы мы действовали с праведным намерением».

5 порядок: Это религия коммуны. «Я хочу, чтобы ты знал, что мы оба верим в то, что Бог хочет, чтобы мы действовали праведным намерением».

Так возникает религиозная коммуна. И вы видите, как религия использует эти штампы. И одна очень интересная вещь, которая возникла в наших исследованиях в марте этого года. Была написана работа Димитриоса Капогианниса «Национальные институты исследования здоровья». Я просто обожаю эту работу. Она показывает уникальное исследование. Исследовали 20 мужчин и 20 женщин из разных религий. Им сканировали мозг и одновременно читали разные утверждения о религии, например: «Бог контролирует мир», «Бог отсутствует в мире», «Бог контролирует брак», «Бог ненавидит гомосексуализм». Там был длинный список вопросов. Их мозг сканировался магнитно-резонансным томографом.

Сравнивая срезы мозга, выяснили, что при чтении возникли определенные шаблоны, общие для всех: Божья любовь, Божий гнев, доктринальное религиозное знание, опытное религиозное познание. У них у всех одинаковые закономерности.

Почему? Любим фотографа

Есть три области религиозных верований: это предполагаемый уровень участия Бога, предлагаемые эмоции Бога и третье – это опытный уровень общения с Богом. Все это находится в сети нейронов, которые обрабатывают теорию сознания человека. И абстрактные семантики и символы. Это самые разные люди, самых разных религиозных взглядов.

И что это значит? Профессиональному фотографу требуется…

Это означает, что религиозные убеждения обрабатываться всеми нами известными сетями мозга. Теми же самыми сетями, которые обрабатывают социальные взаимодействия. То есть, религия интегрирована в те части мозга, которые обрабатывают социальные взаимодействия. Нет никакой отдельной части мозга. Просто религиозное сознание паразитирует на социальном сознании. И это сильное свидетельство, которое говорит о том, что религия производится с нестандартного развития социальных штампов.

Проблема мертвого тела.

Что делать с мертвым телом? Он мертв или спит? Что происходит, когда мы видим мертвое тело, особенно любимого человека? Возникает конфликт между теорией и сознанием о котором мы уже говорили. Они продолжают работать. Вы приписываете разум этому человеку. И они вступают в конфликт с естественным определением типов в нашем мозге, который определяет жив человек или мертв. И поэтому родственник мертв, мы об этом знаем, но теория мозга приписывает ему сознание, и поэтому мы иногда разговариваем с умершими.

Поэтому мы планируем в своем сознании свои похороны. Как мы там будем. Один мой пациент писал смс своему умершему другу в течение трех месяцев после того, как он умер. Вы видите это противостояние между двумя областями нашего сознания, которое вызывает естественное желание человека обратиться к религии. Это легко сделать, учитывая нашу развитую архитектуру сознания.

Что нам говорят чувства об этом человеке? фотографии

Мои чувства говорят, что это добрый старший брат. Эта концепция была обнаружена Фрейдом. Концепция переноса. Мы переносим свои прошлые отношения на свои будущие и настоящие отношения. Например, в фильме «Моменто» показано, что происходит, если человек потерял эти рамки, и ему приходится каждый раз заново учиться социальному поведению. Вы видите, как религия похищает эти способности нашего мозга. Способности переноса, особенно переноса родственных связей. Она уводит схемы родственных связей и схемы переносов. Также детская легковерность. Мозг ребенка так устроен, что он впитывает всю информацию не критично.

А второе – это беззащитность перед властью. Исследования показывают, что даже взрослый человек склонен под давлением власти выполнить даже то, что, как он понимает, является аморальным.

Также когнитивные механизмы, такие как обратный альтруизм: ты мне – я тебе. Религия обещает вознаграждение в будущей жизни, если ты будешь страдать в этой жизни. фотограф

Также романтическая любовь. У нас есть часть мозга которая отвечает за романтическую любовь. И религия эксплуатирует их тоже. Например, подумайте про мать Терезу, про ее последние письма. Она писала, что она замужем за Христом. Или в фильме «Разукрашенная пелена» монахиня рассказывает, как она влюбилась в Иисуса. В каждом из нас есть система нравственных чувств, которая проявляется уже в год. Она генетически забита в нас. Мы просто инстинктивно определяем добро и зло. И религия пытается эксплуатировать это тоже. Она говорит, что если бы не религия, то не было бы морали. Религия эксплуатирует эти нравственные чувства для того, чтобы можно было придать достоверность своим религиозным убеждениям. Также это механизмы солидарности и преданности, и также механизмы, которые помогают нам осознать свои инстинктивное моральные шаблоны.

В чем разница между моральностью и религиозной моральностью? Моральность, это когда ты делаешь то, что правильно, независимо от того, что тебе говорят. А религиозная догма, это, когда ты делаешь то, что тебе говорят, независимо от того что правильно. К этому также относится религиозно-мистическое наказание. Мы хотим наказать социальных преступников, даже если нам будет от этого хуже. Мы хотим убить определенных людей, даже если понимаем, что нам от этого будет урон. И подрывники-смертники, только в одном шаге отсюда.

Сочувствие. требуется профессиональный фотограф…

Когда я поднимаю правую руку, у меня в левой части мозга действует нейроны. Но когда вы видите, как я понимаю правую руку, у вас тоже в левой части мозга те же самые нейроны работают. Вы принимаете в мозге реакцию. Если я начну колоть руку ножом, мне будет больно. В левой части работают нейроны в гипоталамусе, и я чувствую боль. Но когда вы видите, как я это делаю, те же самые нейроны в левой части мозга в гипоталамусе действуют и у вас тоже. Особенно, если мое лицо будет выражать боль. Вы чувствуете то же самое. Вы практически чувствуете мои чувства, мою боль.

Эта способность к сочувствию очень важна для социальных отношений. И как религия похищает и использует эти шаблоны? Вот филлипинский верующий, которого прибили к кресту на празднике. Когда я был ребенком, эти картинки очень беспокоили меня. Я думал, что может что-то со мной не так. Но это касается всех. Каждый раз, когда ребенок видит эту картинку, независимо, ребенок это или взрослый, какая-то часть нашего подсознания и сознания чувствует его страдания, чувствует его боль. И религия эксплуатирует эту боль, эту способность для того, чтобы вызвать у вас сочувствие, чувство вины и чувство ответственности: «Он умер за вас».

Также трудно фальсифицируемые дорогие сигналы преданности.

Почему вы верите в то, что я говорю? Как вас убедить? Я должен дать вам трудно-фальсифицируемые дорогие сигналы преданности. Вы видите, как разные религии используют эти схемы. Например, любые самопожертвования, самопожертвования подрывников-террористов используют эти сигналы.

Также религиозные ритуалы. Они происходят из-за реакции на угрозу. Они обычно касаются очищения. Они взывают к нашим эмоциям.

Я надеюсь, что вы видите, как все эти механизмы сходятся вместе. Для нас религия кажется чем-то одним целым. Но вы видите самые разные аспекты нашего сознания на которых паразитирует религия. И религиозные ритуалы создают структуру, на которой трудно-фальсифицируемые сигналы могут существовать. А также ритуалы передают определенные цели. Они помогают индоктринировать верующих. Сообщить им определенные доктрины. И давать верующим чувство покоя и уверенности. Также религиозные ритуалы со временем отходят в сторону от своих первоначальных целей – защищать.

Также есть целостная модель гештальт. Что это значит? Когда мы видим клин птиц, то мы видим клин, а не отдельных птиц в первую очередь. Это гештальт системы целого. Он помогает воспроизводить схемы пугающие и величественные. Схемы, где толпы людей ведут себя, как одно целое. Это тоже манипуляция сознанием.

Еще это мотивируемое мышление и предвзятая система подтверждения. Мы принимаем то, что согласуется с нашими взглядами. И это предвзятая система, которая принимает то, что нам нравится, в первую очередь.

Также это система семьи, система семейных чувств, которые использует церковь: сестры, братья, матушки, батюшки в церкви. Святые отцы. Это только краткий список. Это не полный список шаблонов нашего мозга, когнитивных механизмов, которые используются для других целей, но религия паразитирует на этих штампах нашего мозга, и мы становимся уязвимыми для религии.

Я хочу закончить определенной исторической справкой, которая интересна и проливает свет на будущее. В 1880-м году Джеймс Брайан организовал компанию, которая называлась «Битвой насмерть с теорией эволюции». В Теннесси в 1925 г. был большой суд, где Брайан участвовал. И эволюция победила. Брайан умер. Был произведен один из самых ярких перекрестных допросов, который свалил Брайана с ног, буквально разрушив его. Джеймс Брайан умер через 5 дней после этого судебного процесса. Эволюции пережила его, он проиграл.

Потом 40 лет все было тихо, но в 60-х начался целый ряд судебных процессов, которые касались теории эволюции. И первое дело, первый процесс был процессом Эмерсона, который снял запрет на преподавание теории эволюции в школах. После него было 17 других судебных процессов, которые начинались по иску верующих людей. Которые в каждом из семнадцати случаев всегда проигрывали.

Дарли Мулонг – адвокат, произнес одну из лучших речей на этом суде. И он сказал: «Учите науки, учите эволюцию». И сказал: «Нет противоречий между наукой и религией».

И в последнем деле Довера – биолога, который был экспертом, который свидетельствовал в пользу того, что теория разумного дизайна – это не наука, а религия. Но он тоже сказал, что нет противоречия.

Существует глубокий конфликт между наукой и религией. Я надеюсь, что я вам показал, что мы стоим на пороге общей когнитивной нейронауки религии. И она углубляется и углубляется конфликт между наукой и религией. И очень скоро во всех современных школьных и вузовских учебниках будет включена когнитивная нейронаука религии. И очень скоро эту теорию будут преподавать в школах и институтах. И мы знаем, что начнется судебное преследование со стороны религиозного права. Я надеюсь, что учитывая то, что я вам показал сегодня утром, вы не будете бояться этих фанатиков. Вы скажете, как и я: «А ну, попробуйте»!

Оцените звездность страницы:
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...