Какой полтийник лучше? Все секреты про штатные объективы с фокусным расстоянием 50мм –

Обзор полтийников: объективы с фокусным расстоянием в 50 мм. На старте Canon, Nikon, Zeiss, Leica, Sigma, Sony, Pentax, Зенит!

В очередной раз удивила меня фирма Sony. Она выпустила очередной “полтийник” – Sony Planar T* 50mm F1.4 ZA SSM. Стоимость сабжа около $ 1500 подвигла меня проверить свои знания ФФ-объективов с фокусным расстоянием в 50 мм (46°-47°)и высокой светосилой. 

Прежде два слова о том, что такое ФФ-камеры и  ФФ-объективы (стекла, линзы – жарг.) Это такие фотоаппараты у которых размер матрицы 36х24 мм, как у пленочного кадра. 

Разумеется, придется оставить в стороне совсем уж редкие объективы и писать только о том, что можно купить новое в магазинах или с рук. Остальное оставим для продвинутых фотографов, которым сравнения уже излишни.

№ 1

Зенит: Зенитар М 50mm f/2.0 – лидирует по низкой стоимости.

Цена: около 2 250 руб. Разумеется, отсутствует автофокус. Из минусов – контровой свет он держит не очень-то хорошо, добавим странный дизайн и ощущения пластика от корпуса. Однако, эти минусы покрываются теми возможностями, которые Вам дарят за ничтожные деньги. Характер размытия заднего плана – слегка закрученые бублики. Многим понравится.

Для творческих экспериментов подойдет точно, особенно, вспомнив о цене. В юные годы, пока зрение еще близко к 100%, Вы без проблем научитесь работать с неавтофокусной оптикой, что круто и “+5” к Вашим умениям.

№ 2

CANON EF 50 mm f/1.8 II

Цена: около 3500 руб.

Вот и первый автофокусный фикс-объектив перед нами.

Многое в нем худо. Прежде всего, он фокусируется очень условно: 3 раза из 5-и попадает в цель. Но хуже другое.

Его диафрагму образуют всего пять лепестков – посчитайте сами. Это значит, что во многих ситуациях характер размытия заднего плана весьма “нервный” и вместо красивых кружков и бубликов, мы можем получить чудесные пятиугольники. Смотрите на приведенное фото. А вот сделали бы 10-12 лепестков у диафрагмы, и портретные качества значительно возросли бы.

Если решитесь покупать, то тщательно выбирайте экземпляр, легко попадаются совсем уже “мыльные” сабжи. Впрочем, последнее время в Россию везут много хлама и проверять надо все.

№ 3

NIKON AF 50 mm f/1.8 D

Цена: около 4 500 руб. Особенность этого объектива в том, что автофокусировка будет работать не на всех моделях камер Найкон. Работает механизм автофокусировки шумно, и это минус, если снимать видио фокусируясь автоматически.

Особенность размытия заднего плана, о которой важно сказать, показана на фото слева. На открытой диафрагме боке (кружки размытия) выглядят пристойно, но, закрывая диафрагму до 3,2-4 иногда можно получить вместо “бубликов” – “гайки”. Это связано с тем, что лепестки диафрагмы (7 шт.), закрываясь, образуют эту форму. Лечится просто: работайте на открытой дырке, ведь для этого и купили))).

Стоит добавить, что объектив, как и все не дорогие модели не имеет супер-пупер просветлений, которые минимизируют блики. Но это не мешает многим фотографам делать замечательные снимки. Желание творить рождает опыт и знание инструмента).

№ 4

NIKON 50mm f/1.8G AF-S Nikkor

Цена: около 7500 руб.

Этот объектив близок к №3, но превосходит его. Дело не в оптических свойствах, а в наличии встроенного мотора для автофокусировки.

В этом причина его больших размеров, тихой и точной работы, что важно для любителей видео-съемки на фотокамеры.

Если объект фокусировки расположен близко, а диафрагма открыта, то видно “закрученное” боке. Лепстков диафрагмы – 7, что дает при закрытии диафрагменного отверстия гайкО-боке.

Многие фотографы-любители, имеющие камеры Найкон с кроп-фактором, используют этот объектив, как портретный.

№ 5

Canon EF 50mm f/1.4 USM

Цена: около 10500 руб.

Вот новый рубеж: первый объектив со светосилой 1,4. Чем же он славен?

Эта модель выпускается с 1993-го года. Все в ней хорошо, кроме хрупкой конструкции. Будьте с ним нежны, ведь производитель, полагаю, не без умысла почти 30 лет кормит рынок этим ломким предметом.

Однако, многое в нем отличается от конкурентов. Во-первых, у диафрагмы 8 лепестков т.е. размытие заднего плана на прикрытых диафрагмах имеет более красивый характер, чем у моделей № 1-4.

Вторая вкусность в  том, что объектив меньше предшественников “ловит” блики. Причиной служит оптическая схема, где использованы две линзы из низкодисперсионного стекла, они также устраняют астигматизм. Конструкторы Кенона в данной модели обеспечили и шкалу фокусировки, и удобство переключения с автоматической фокусировки в ручную.

Короче говоря, это объектив с достойным контрастом, цветопередачей, устойчивый к бликам, и шустрый в фокусировке. Все это так, пока Вы его слега не уроните или тряхнете в своем бездонном фоторюкзаке.

Вот тогда начнутся проблемы с фокусировкой и с ходом фокусировочного кольца. Лечится это просто: продажей начинающему фотографу, который будет озадачен и рассержен глючной продукцией фирмы Кенон. Помучившись, он купит, что-то дороже, этот экземпляр продаст, а тем временем Вы научитесь аккуратности или купите что-то другое. Такой бизнес.

№ 6

Sony 50mm f/1.4 

Цена: около 11 500 руб.

Скажем прямо: объектив достойный. Скругленные лепестки диафрагмы дают хорошее размытие заднего плана, цвета и контраст тоже радуют. Надо честно сказать, что фирме Sony удался этот объектив.

Из минусов – отсутствие встроенного мотора для фокусировки. Это значит, что фокусировка происходит через механическое соединение, которое на фотосленге называют “отверточным”. Не очень-то современный способ приводит к неуверенной работе автофокусировки в целом.

Обратите внимание, что у объективов, описанных выше, встроенный мотор уже появился.

На заметку: любительские камеры Сони поддерживают “отверточный” способ фокусировки, но результат оставляет желать лучшего. Значит многим придется пытаться сфокусироваться “ручками”, а это, увы, не просто.

Со временем, при активном использовании приятная резина отклеивается, и объектив приобретает “небрежный” вид, который не влияет на качество изображения. Однако при перепродаже покупатель припомнит Вам эти резиночки.


№ 7

Sigma AF 50mm f/1.4 EX DG HSM

Цена: около 14 000 руб.

Наконец-то перед нами объектив “стороннего” производителя, т.е. делающего оптику для камер фирм Кенон, Найкон и т.д.

Одна из слабых сторон его – вес в 500 гр. и диаметр под светофильтр 77 мм. Остальные объективы, которые были выше весят 130-200 гр., да и фильтры на них значительно меньше, а значит и дешевле. Однако, этот объектив – действительно достоин быть в руках профессионального фотографа. Расскажу почему.

Понятное дело, что он имеет большую светосилу (1,4) и дает возможность фотографировать в сложных условиях освещения. Если Вы обратили внимание, то по мере возрастания цены (примерно) производитель усложняет оптические схемы, старается исправить аберации и т.п. особенности оптики.

В этой модели, введенная в оптическую схему литая асферическая линза отлично  устраняет аберрацию комы в саггительной плоскости и хроматические аберрации. Это отличная инновация достойная 2008 года (начало производства).

Характер размытия обеспечивает 9-и лепестковая диафрагма. Это гуд, как Вы уже поняли. Не смотря на улучшенное просветление всех элементов, все-таки линза любит “ловить зайцев”. Видимо, сказывается кол-во оптических элементов, которое больше, чем объективах 1-6.

Существенно, что в процессе фокусировки линзы перемещаются внутри корпуса объектива, и не выдвигаются. Это элемент защиты и надежности.

Плохая новость для фотографов на Сони, и хорошая для всех остальных: автофокусировку осуществляет быстрый мотор, а в объективе для Сони фокусировка “отверточного” типа. Медленная. Глючная.

№ 8

Pentax SMC FA 50mm f/1.4

Цена: около 14 500 руб.

Оптически – это удачный объектив. Просветление линз, форма 8-и лепестковой диафрагмы, классическая схема пятилинзового объектива (планар) – все это дает красивую картинку, с некоторыми аберрациями при открытой диафрагме, которые видны на приведенной фотографии. Они исчезают на диафрагме 1,6.

Люблю я фирму Пентакс и задумки… Так люблю, что рекомендую статью по теме: История Asahi Pentax.

Однако, в статье мы рассматриваем полнокадровую оптику (ФулФрейм), а Пентакс до сих пор кормит своих фотографов-почитателей камерами с кроп-фактором 1,6. Правда, многие пентаксианцы пользуются еще пленочными фотоаппаратами. Так происходит “побег из эпохи”.

Опуская занавес за Пентаксом, стоит добавить, что система фокусировки всегда была слабым местом этого бренда. Но в последних камерах вроде бы есть улучшение.

Хочется надеяться, что Вы поняли – рецептов для Вас я не продам. И даже больше. Хочу Вас совсем запутать.

Вы посмотрели фотографии (все не мои), сделанные с помощью объективов в ценовом диапазоне до 15 000 руб. Следующая статья будет об оптике дорогой. От 20 000 до 350 000 руб.

А пока рассмотрите эту фотографию. Ее сделали на самый дорогой объектив-полтийник Leica Noctilux-M 50mm f/0.95 Aspherical ($ 12 000). Попытайтесь это осмыслить.

Дополнение. Об объективах для кроп-фотокамер.

В начале статьи я упомянул, что буду писать только о ФФ-стеклах, но несколько слов про кропнутые объективы, сказать все-таки нужно. Несколько перечисленных ниже моделей укладываются в ценовой диапазон от 4500 руб. до 17 000.

Основные их различия такие же, как и у старших братьев: качество материалов и сборки, кол-во линз и просветление, форма диафрагмы. Но у всех у них указано фокусное расстояние 30-35. Из-за кроп-фактора 1,6 все они дают такой же угол зрения, как и старшие братья на фокусном расстоянии 50, а именно, около 40-46 град.

Nikon 35mm f/1.8G AF-S DX Nikkor, Sony DT 35mm f/1.8 SAM, Pentax SMC DA 35mm f/2.4 AL, Sigma AF 30mm f/1.4 EX DC HSM, Nikon 35mm f/1.8G AF-S DX Nikkor

Другое дело, что светосильные объективы 1,4 или 1,8 покупают из-за самой светосилы, рисунка и возможности малой глубины резкости. А вот с этим есть некоторые особенности.

Дам пример. Описанные в начале статьи фф-объективы с фокусным расстоянием 50 мм (угол 46 град.) при фокусировке на объекте, который находится на расстоянии 2 метра с диафрагмой закрытой до 2 дадут глубину резкости  примерно по 5 см. до и после точки фокуса.

А кропнутый объектив с фокусным расстоянием 35 мм (угол 44 град), наведенный на объект на расстоянии 2 метра и диафрагмой открытой на 3 даст глубину резкости  примерно по 20 см. до и после точки фокуса.

Почему так? Ну потому, что фактически кроп-объектив это обрезанный нормальный объектив. Ведь, если Вы на кроп-камеру поставите нормальный фф-объектив с фокусным расстоянием 35 мм, то угол зрения он обеспечит такой же, как и его меньший кроп-брат.

Но штука в том, что чем ширеугольней объектив  тем большая глубина резкости для него присуща. Т.е. если мы забудем слова кроп-камера, кроп-объектив, то это вернет нас к реальности: при прочих равных объектив с фокусным расстоянием (ф.р.) 50 мм дает меньшую глубину резкости, чем объектив с ф.р. 35 мм. И т.д.

Резюме к дополнению. На фотографии, сделанной на фф-объектив с ф.р. 50 мм (46 град.) и диафрагмой 1,4 размытие заднего плана будет всегда значительно больше, чем на фотографии, сделанной на кроп-камеру с младшим кроп-братом с ф.р. 35 мм (44 град.).

Б Л О Г