Интервью с пианистом Михаилом Лидским. Фотографии от Кирилла Толль –

Пианист Михаил Лидский. О музыке и музыкальных инструментах: пианино и рояли.

Для лиц, мало знакомых с классической музыкой, о Михаиле можно узнать в Википедии (тут) или почитать его блог m_lidsky
Лично я не был знаком с его творчеством до прослушивания записей перед встречей. А потом с удовольствием на слушал его исполнение двух концертов, да и сейчас вспоминаю некоторые моменты общения.

“Люди делятся на две категории: одни сидят на трубах, а другим нужны деньги.” Между этими категориями или где-то над ними пребывают те, кто вне мира труб и денег. Полагаю, что Михаил один из них. Желаю читателям получить всяческую пользу и удовольствие от вопросов Андрея Икова, ответов Михаила Лидского и моих фотографий.

Портретная фотосъемка

Михаил Лидский. пианист. фотограф КузьминИнтервью:
Внешне он похож на Портоса: большой, энергичный, с громким уверенным голосом. На этом сходство исчезает: ум и блеск его игры, высказываний, статей напоминают совсем других героев. Но, все равно, у Михаила Лидского мушкетерский характер. Он – Рыцарь, и служит Музыке, как Прекрасной Даме, безоглядно и отважно. Он одинаково ответственно готовится к концерту в провинции и Большом зале Консерватории; к бесплатному, но интересному ему концертному выступлению в «Зале-На-Куличиках» и престижному выступлению с симфоническим оркестром. Иногда, договариваясь с Михаилом о времени репетиции (а мне посчастливилось с ним играть), поражаешься, что все дни его заняты музыкой: «Приходите, когда хотите, я с утра и до закрытия консерватории в классе», говорит он, или что-нибудь в этом роде.
Интервью это – результат нашей переписки в Сети: ответы Михаил присылал лишь глубокой ночью…

– Насколько мне известно, Ваши родители не музыканты. Расскажите, пожалуйста, как и по чьей инициативе, Вы стали учиться музыке.  
В доме часто слушали пластинки, да и отец мой в эти, уже давние времена за пианино любительствовал… Я выказал к музыке явную склонность, меня повели к специалистам – те рекомендовали учиться…  На концерты меня водили лет с пяти.

– Самые яркие детские музыкальные впечатления? 
– Шопеновские записи Софроницкого, концерты Станислава Нейгауза…

Михаил Лидский. пианист. фотограф Кузьмин

– Кто из людей, встреченных Вами в годы учебы оказал на Вас влияние, остался в памяти? 
– Разумеется, мои учителя оказали на меня большое влияние. Надо сказать, что гнесинская школа, в которой мы с Вами, Андрей, учились, – была хороша. Конечно, было и не особенно хорошее в ней, но некая доминанта – сугубо положительна: серьезное отношение к делу и человеческое отношение к людям.
Прежде всего, надо вспомнить ныне покойного Зиновия Исааковича Финкельштейна, многолетнего директора — по существу, создателя гнесинской десятилетки.
С благодарностью вспоминаю большинство педагогов, многих из которых теперь уже нет в живых, с другими отношения у меня не сложились, иные разъехались, с четвертыми, как, например, с Натальей Юрьевной Заварзиной (ученицей М.В. Юдиной), у которой я учился по камерному ансамблю, я поддерживаю регулярную связь.
Многие из тех, с кем я учился, стали известными музыкантами. Общение с ними было для меня плодотворным. Не называю имен из опасения пропустить кого-то.

– Каковы были Ваши любимые дисциплины в период обучения? 
– Я, пожалуй, не могу их назвать. Учился я, в целом, неплохо. И даже к изучению ненавистных мне большевитски-идеологизированных истории и литературы имел некоторый специфический вкус. Возможно, меньше я любил музыкально-теоретические предметы, не понимая их подлинного смысла.

– Артикуляция и фразировка это вопрос обучения или дело естественное, ведь не все дети ходят к логопеду?
Думаю, и то, и другое. Логопед – это одно, а сценическая речь – другое. Обучение артикуляции и фразировке – с моей точки зрения, неотъемлемая часть учебного процесса (вопросы корректного прочтения текста, ясности формы, стиля и т.д.) В то же время, это, как и почти все в музыке, очень индивидуально; и чего Бог не дал, в аптеке не купишь, как говорится…

– Индустрия звукозаписи достигла небывалых высот. Многие меломаны обзавелись несусветного качества аппаратурой и променяли концертные залы на «консервированную музыку». Это потеря живой аудитории?
Знали бы эти меломаны, как делаются записи – бесконечный монтаж и все такое, – думаю, их энтузиазм уменьшился бы. В современной звукозаписи немало от поделки – бесконечный монтаж и прочая «химия»…Какая-то музыка понарошку… Но, вне всякого сомнения, значение звукозаписи очень велико – это важнейшее явление культуры… 

-Тем не менее я бы хотел узнать Ваше мнение по поводу трех аспектов звукозаписи. Первый – прослушивание записей других исполнителей как способ знакомства с разучиваемой музыкой. 
О, это очень ценно. По – моему, даже необходимо. Очень обогащает представление о разучиваемой музыке. Другое дело, что здесь может понадобиться помощь педагога: иногда чужое исполнение может озадачить, а то и завести в тупик…

Второй – прослушивание своих записей как коррекция исполнения.
Тоже весьма полезно для развития слухового контроля. Меня многому научила работа над записями, хотя и жаль, что иные из этих записей увидели свет.

Третий – архивные записи. Так теперь не играют. Какие уроки можно из них извлечь? 
Увы, так хорошо теперь не играют. Но слушая хорошую игру, восприимчивый ученик может научиться  многому…
– Но ведь меняется стиль, мода, фразировка. И не только в музыке. Например, В.Качалов, читающий стихи или Ф.Крейслер, играющий a-moll’ный концерт И.С.Баха… 
– Дорого бы я дал, чтобы кто-нибудь сейчас смог сыграть Баха так же хорошо, как Крейслер… Это – непреходящее.

– Как, на Ваш взгляд, нужно распределять занятия (соотношение исполнения гамм, упражнений и, собственно, музыкальных произведений)? 
– Очень индивидуально. Я сам все никак не займусь гаммами и упражнениями. Упражняться приходится «в боевой обстановке» – учась на том высоко художественном материале, над которым работаю.
– Технологический уровень исполнителей вырос. Но, в отличие от, например, А.Рубинштейна у которого «половина нот оставалась под роялем» и при этом производившего магическое впечатление на слушателей, часто современные исполнители напоминают своей игрой хорошо отлаженную машину. Прокомментируйте, пожалуйста.
– Если бы хорошо отлаженную… Так, дешевка, ширпотреб. Я пришел к убеждению, что главное в этой профессии — иносказательно говоря, отличать рояль от унитаза (прошу извинить за фривольность — это старая детская шутка: чем отличается пионер от котлеты и т.д.). Другими словами, это дело требует специфического отношения, которое, по слову поэта, не спутаешь ни с чем, — оно явно было у Антона Рубинштейна и отсутствует у циников, которые дурят публике головы.Михаил Лидский. пианист. фотограф Кузьмин– Как строится Ваш репертуар? Что является определяющим? 
– Грубо говоря, определяющим является моя художественная потребность (хотя и на заказ приходится иногда учить что-то, но не особенно часто).
– Ваши репертуарные пристрастия: концерты с оркестром, клавир-абенды, ансамбли? 
– Каждый из названных родов деятельности по-своему привлекателен для меня. И педагогика тоже. И у каждого есть свои недостатки, в моем представлении. Пожалуй, наиболее привлекательны сольные концерты, но они и изматывают сильнее всего.

– Что для Вас педагогика? Есть разные мнения на этот счет. Кто-то «раздает долги», кто-то пестует таланты, кто-то подпитывается молодой энергией, а одна знаменитая певица, в свое время, вообще назвала педагогику «искусством растить неблагодарных»  
– И еще довольно многие готовят своих учеников на продажу, наживая себе через это коммерческую репутацию. Для меня педагогика и приработок, и способ познания музыки и жизни, параллельный собственной работе. Разумеется, работа в Московской Государственной консерватории еще и большая школа для меня…

– «Железный занавес» рухнул,  когда Вы были уже взрослым человеком. Вы можете сравнить «до» и «после». Изменило ли это Вашу музыкальную карьеру и Ваш кругозор? 
– При советской власти я почти не концертировал «официально». Ее падение воспринимаю как избавление от ужасного зла. Гнет тяготил меня очень — я ощущал его как величайшую несправедливость. Открытие границ, разумеется, способствовало расширению моего кругозора, дало возможность концертировать за границей. Вряд ли большевики выдали бы мне заграничный паспорт (впервые я получил таковой в 1989 году, когда границы фактически уже открылись)…

– Важно ли знание иностранных языков для музыканта? 
– Полагаю, хорошее знание языков, дающее возможность чтения художественной литературы в оригинале, всякому полезно. Музыканту, обладателю тренированного слуха, – особенно.

 – Помогает ли Вам в Вашей музыкальной жизни компьютер и, в частности, Интернет? 
– Да, конечно. Дополнительный источник информации – в том числе записей, нот… Новые возможности общения, особо ценные для занятых людей…

– В Интернете я прочел несколько Ваших интереснейших рецензий. Что побудило Вас, человека не замеченного в официальной музыкальной «тусовке», их написать? 
– Вдохновение, знаете ли… В каждом случае по-разному. Написание статей и т.п. не является моей работой в строгом смысле слова. Иногда возникает желание публично высказаться.

– Как стать востребованным пианистом? 
– Не знаю. У меня до сих пор с работой отнюдь не все просто. Сомневаюсь, что к востребованности следует стремиться. Это – момент весьма деликатный. Афишу повесить – одно. А когда стремление к успеху влияет на игру, – это очень плохо

– Существует ли у Вас любимая марка рояля? 
– Я привык в концертах играть на «Steinway», хотя приходилось играть на самых разных инструментах.
– Какие рекомендации настройщиков наиболее ценны для Вас? 
– Никакие

– Важно ли, по возможности, играть на инструментах одной фирмы? 
– Едва ли…

 – На ваш взгляд, различия в инструментах – это существенно? 
– На мой взгляд, не очень существенно.
– Но рояль не скрипка или кларнет, его с собой не унесешь. Вам все время приходится играть на разных инструментах. Какие у Вас выработались приемы для адаптации? 
– Слух, некоторые навыки звукоизвлечения… Иногда от звука рояля все становится неожиданно другим…

– А как Вам слышится рояль: многотемброво, как оркестр, или как однотембровый, но с огромными возможностями, инструмент? 
– Когда как. Все зависит от музыки, которую играешь.

– Как Вы относитесь к занятиям дома на электропиано? 
– Мой небольшой опыт работы на электроинструменте – скорее отрицательный. Хотя иногда в качестве вспомогательного средства, когда ничего другого нет, электрическое фортепиано допустимо. Играли же в старину на немой клавиатуре…

– Прокомментируйте, пожалуйста, моду на исполнение классическими музыкантами джаза и наоборот: джазистами -классики. 
– Моду, на мой взгляд, комментировать не стоит. Вольному – воля.

– Было ли когда-нибудь желание дирижировать и как Вы относитесь к словам М. Плетнева «дирижирование – это привилегия»? 
– Комментировать слова М.В. Плетнева не берусь. Желания у меня бывают всякие, но дирижировать учиться надо, а когда мне…

– Хобби… 
– Нету.

Михаил Лидский. пианист. фотограф Кузьмин

– Ваши друзья: коллеги или люди других профессий? 
– Преимущественно коллеги.

– Что Вы цените в коллегах и с кем из них Вам интересно? 
– Коль скоро я с кем-то играю, то сам он не так и важен для меня. Можно сказать, что смотрю на человека сквозь музыку.

– У Вас подрастает сын. Как вы с супругой, тоже музыкантом, видите его будущее? Академическая музыка в XXI веке дело стоящее? 
– Это – непростой вопрос. Уже совсем скоро пора будет отдавать сына учиться. Музыкой он интересуется и явно обладает хорошим слухом: похоже – музыкален. И желание учиться музыке у него вроде как есть. Как быть, мы все еще не решили… Что до ХХI или ХХХI века, то это едва ли особенно важно.
Пресса падка на ярлыки. В журнале “Огонек” (№19, 1996) Михаил Лидский был назван “неофициальным пианистом номер один”. А кто официальный?! Наверное, есть еще и «серебряные струны» Новопупкинска и «золотой бубен» Урюпинска… Как тут не вспомнить В.П.Аксенова: «…мне скорее это представляется деревенским простодушием, сродни тому, как суперсилач на ярмарке рвет цепи и орет утробным голосом: «Я самый сильный человек в мире!» (В.Аксенов, В поисках грустного бэби, изд. Ардис).

 Да Бог с ними, с ярлыками!

📚  Галерея профессионального фотографа  📷  Раздел “Студийная съемка для артистов и музыкантов

No post found

Б Л О Г