Предметная фотосъемка для начинающих фотографов

рекламная-фотосъемка-предметовЧасть 1: Принимаем заказ в работу

Работа начинается со встречи с клиентом и приема заказа в работу. Итоги встречи определяют ход сотрудничества. 

1. Для первой встречи желательно приехать в офис заказчика самому. Это даст некоторые возможности.

далее…

 Если вас пригласили в магазин или шоурум, то обязательно посмотрите, как изделия выставлены на витринах. 
 Оформление витрин и стендов может рассказать о вкусах заказчика, о подходе к демонстрации изделий — а это важная информация для фотографа именно для работы с предметами.

 Не стесняйтесь просить заказчика снабдить вас фирменными подставками, ложементами для продукции. Оригинальная упаковка может содержать всякого рода держатели, которые удобно использовать при фотосъемке или при составлении композиций.

2. Фотограф должен требовать от заказчика предсъемочную подготовку предметов. Если это ювелирная продукция – она должна быть абсолютно чистой. У ювелирщиков есть свои средства для чистки и полировки и свои мастера, которые могут избавить изделия от мелких царапин и дефектов, и вам не придется потом возиться в фотошопе.

далее…

Попросите упаковать предметы для фотосъемки в индивидуальные пакетики на застежке. Проследите, чтобы полированные поверхности были укрыты защитной пленкой.

Если изделия выдаются россыпью, то повышайте цену за ретушь царапин. Объясняйте сложности работы фотографа уже после фотосъемки.

3. Каждое изделие заказчик должен снабдить ярлыком или наклейкой с артикулом или названием, причем этикетка должна легко сниматься, не оставляя следов клея на изделии. 

далее…

Выданные артикулы по этим ярлыкам заносятся в договор, в накладную, и расписку. Фотографу они помогут легче идентифицировать изделия при фотосъемке и при общении с заказчиком. 

4. Принимая на фотосъемку часы, попросите заказчика выставить стрелки всех циферблатов и индикаторов так, как они хотят их видеть. Потребуйте четкую письменную инструкцию по положению стрелок и попросите проинструктировать вас, как устанавливать время на каждой конкретной модели часов. На «навороченных» хронометрах этот процесс может быть весьма нетривиальным. Часы не должны быть заведены, поскольку снимать придется при утопленной заводной головке. 

 Если не учесть этот момент, можно получить ситуацию с пересъемкой.

5. Всегда просите у заказчика примеры, на которые следует ориентироваться при фотосъемке. Их можно найти и в журналах, и в интернет-каталогах. Даже если заказчик собирается присутствовать на фотосъемке, всегда полезно иметь перед глазами ранее утвержденный визуальный образец. Хорошо, если заказчик сможет прислать фотографу примеры на почту или выдать твердой копией.

6. Обязательным условием приема изделий на фотосъемку являются расписка и накладная. Именно для этого учёта изделия снабжаются ярлыками. Проверьте список изделий и то, что вам на самом деле выдали в работу – подставят вряд ли, а вот ошибиться могут легко.

далее…

Каким бы ни был уровень доверия между вами и заказчиком, расписка и накладная — это святая святых. Например, в дороге всегда надо иметь с собой накладную. Это единственный документ, который доказывает, что вы не украли дорогие изделия и что они вам переданы на фотосъемку. 

 Ездить к заказчику лучше вдвоем с надежным человеком, представив его как ассистента-фотографа. Это будет и страховкой от криминала по дороге домой.

7. Обсуждая сроки исполнения заказа, увеличивайте предполагаемое время исполнения на 1-2 дня. Нельзя идти на уступки по срокам, уплотняя свой график — всех денег не заработаешь, а здоровье попортить можно. В жизни бывает всякое, и лучше обрадовать заказчика сдачей работы фотографа раньше оговоренного срока, чем задержать заказ. Пусть совесть вас не тревожит. Вы всегда придумаете, как провести с пользой свободное время. При этом вы абсолютно честны с заказчиком, если в итоге работа сдается в срок. Никаких проблем.

8. Не демпингуйте. Демпинг всегда рано или поздно оборачивается против вас и ваших коллег. Даже если квалификация невысока, вы всегда сможете перепоручить все задание или особенно сложную его часть более опытному фотографу, взяв себе разницу в цене. А вот если продешевите, то при последующих заказах наращивать цену будет уже очень сложно. Пусть заказчик торгуется с вами, а не наоборот.

далее…

Знайте себе цену – если не как фотографу, то в конце концов как агенту. Если вас вынуждают снизить цену, а от заказа не хочется отказываться, афишируйте это как скидку или «особые условия». Это не позволит заказчику «сесть вам на шею» и обеспечит в будущем возможность люфта по цене в обе стороны.

Поводом для увеличения цены может быть плохое состояние изделий (время на обработку), сложность монтажа на фон или необходимость ретуши подставок и держателей.

Поводом для скидок может быть большое количество однотипных изделий, не требующих индивидуальной постановки света.

9. Даже на выполнение тестовой фотосъемки нужно обязательно составлять договор, причем заниматься этим должен юрист заказчика.

На что в договоре следует обратить особое внимание?

далее…

В первую очередь, это цифры: количество изделий, сроки исполнения, порядок оплаты. Всегда полностью и внимательно читайте договор. Всегда требуйте внесения в него всех устных договоренностей и уточнений. Не бойтесь в этом смысле нагрузить канцелярию заказчика — она за это получает зарплату.

В договоре должны быть точные сроки исполнения заказа. А если речь идет о требующемся качестве работы фотографа, то к договору нужно приложить и скрепить утвержденный образец из тестовой съемки, который удовлетворил заказчика.

Часть 2: Рабочее место. Предметный стол, лайткуб, фоны.

Далее попробуем разобраться, как организовать оптимальное место для фотосъемки. 

 1. Помещение

 Самый главный параметр съемочного помещения — это его размер. Многие начинающие фотографы думают, что для работы с мелкой предметкой будет достаточно угла «между кухней и уборной», и это заблуждение.

далее…

 Посмотрим, сколько места занимает пространство для работы предметного фотографа
 Для некрупной предметки стол может иметь диагональ 70-100 см. Прибавим к этому пару софтбоксов на стойках с двух сторон от стола — приблизительно по метру на светильник. Для съемки изделия размером 10-20 см на фокусном расстоянии 90-100 мм камера может находиться на расстоянии 1-1.5 метра от изделия. Плюс «безопасная зона» по периметру — и вот мы получаем уже круг с радиусом 3-4 метра. 
 Понятно, что не каждый может в типовой жилой комнате выделить такое пространство под съемку. 

 В какой части комнаты расположиться? Лучше поставить предметный стол под окном, если есть возможность — вдоль короткой стороны комнаты, так, чтобы ось камера-изделие была направлена вдоль помещения, давая таким образом возможность для маневров штативом. 

 Крайне важно, чтобы стены помещения были окрашены в нейтральный тон, чем темнее — тем лучше. При вспышке посторонние оттенки неизбежно будут давать рефлексы на изделие — примерно как в этой классической тестовой 3D сцене Cornell-box.

 Темные стены позволят в целом лучше контролировать рефлексы.

 Съемочный стол и его окрестности должны быть хорошо освещены. Не надо надеяться, что пилотный свет решит все проблемы. Помимо непосредственно кадрирования и фокусировки в предметке есть еще куча разных задач по подготовке изделий, которые требуют яркого освещения. Рядом с предметным столом полезно разместить яркую лампу с рефлекторной колбой на гибком «шланге», выключатель которой был бы всегда под рукой. 

 Еще один важный момент — вентиляция и кондиционер. Импульсные светильники нагреваются сами по себе в процессе работы, не говоря о пилотном свете. Ну и не забываем, что кондиционер сам по себе только гоняет воздух по кругу, не обеспечивая «обновления» атмосферы. Да и фотограф тоже ведь дышит.

 2. Предметный стол
 Для массовой съемки однотипных изделий в принципе неплохо подходят предметные столы серийного производства. Они бывают разных размеров.
 Какие преимущества имеет специальный предметный стол перед обычной мебелью?

далее…

Во-первых, он комплектуется белым пластиковым фоном, который загибается позади изделия и может освещаться напросвет. Поверх него на зажимах можно закрепить любой другой цветной фон, если требуется. Во-вторых, это обычно складная конструкция, которую можно быстро поставить или убрать, освобождая жизненное пространство. 

  На этом преимущества заканчиваются. 
 Почти все известные мне фотографы высокого уровня, занимающиеся мелкой предметкой, используют собственные наработки. 

В целом для фотосъемки предметных изделий годна даже  Х-образная стойка для синтезатор, накрытая сверху листом белого оргстекла. Можно высоту настроить, и конструкция компактная и устойчивая, складная, а главное цена вопроса — какие-то 1000-1500 рублей. 

 Оптимальную высоту съемочной поверхности надо рассчитывать, исходя из своего роста и высоты стоек для осветителей, стол должен быть достаточно высоким, чтобы можно было свободно размещать софтбокс как выше, так и ниже уровня столешницы, но при этом достаточно низким, чтобы можно было снимать изделия и сверху, «нависающей» камерой, что не всегда удобно решаемо лишь за счет высокого штатива.