Роми Шнайдер. Трагедия невероятно счастливой жизни.

д/ф Е. Понасенкова

Передача посвящена теме судьбы, рока, трагизма в достаточно красивой и в общем-то невероятно счастливой жизни, биографии великой артистки, звезде мирового кинематографа, но прежде всего австрийского, немецкого, французского, европейского. Я говорю о Роми Шнайдер. Вы безусловно знаете о ней, потому что она действительно такая птица, которая пролетела над этим миром и оставила потрясающе красивый свет после себя, ауру эмоций и каких-то невероятно красивых чувств. Но, как это часто бывает, ее собственная жизнь (я не говорю о профессиональных достижениях, а именно о ее частной личной жизни), она не так однозначно легка, как полет птицы. Но с другой стороны все заменимо и взаимообъясняемо. Сегодня мы поговорим об этом.

С моей точки зрения один из краеугольных вопросов состоит в том, как профессия артиста, его роли кодируют, заколдовывают судьбу человека. Потому что здесь есть тоже взаимовлияние. С одной стороны судьба дает возможности и роли, а с другой стороны эти роли начинают кодировать эту судьбу. Тайна этого парадокса и есть одна из величайших тайн мироздания.

Итак, сегодняшняя героиня – Роми Шнайдер. Прежде чем мы перейдем к демонстрации отрывков из фильмов и фотографий, я должен напомнить, что это действительно одно из самых безоблачных начал в биографиях известных людей. Она родилась в прекрасной Вене в очень известной, успешной и безоблачной семье. Даже эпоха никак не повлияла на ее детство и юность. Она родилась 23 сентября 1938 года. С одной стороны Европа находится под властью страшных событий, но на семью звезды австрийского кинематографа Магды Шнайдер и ее мужа, австрийского актера, менее известного Вольфа Альбаха-Ретти не повлияли никак эти страшные события. Очень счастливое детство, и замечательное начало. Она безо всяких проблем с родителями, с учебой, с обществом, где-то лет в 14-15 начала постепенно сниматься и сразу в главных ролях. Да, конечно, это костюмные немножко (пудра и помада) роли в исторических фильмах. У Австрии богатая история, и она играла девушек 19 века, которые влюблялись в молодых офицеров. Эти офицеры случайно писали гениальные гимны для своих полков, и она эти гимны (как в сюжете одного из фильмов) закатала в пирожок императору Францу Иосифу.  Ему доставили этот пирожок. Он достал, открыл. И гимн стал официальным гимном полка. И вот счастливый финал фильма. И все в рюшечках, платьях красивых. Никакого Достоевского, никаких переживаний. Идеальная история. Изумительно красивые цвета, краски австрийских, немецких фильмов 50-х годов.

И до этого, когда начинала сниматься мама Роми Шнайдер, Магда Шнайдер, они по палитре красок и по палитре использования костюмов, оформления сцен невероятно красивые. Кстати Роми Шнайдер – это практически псевдоним. Да, фамилия матери, но не фамилия отца. Потому что при рождении Роми Шнайдер получила имя Розмари Магдалена Альбах-Ретти, и потом постепенно после развода родителей с одной стороны, с другой стороны Шнайдер ближе к французской истории, французскому варианту запоминанию. И Роми – это Розмари в сокращении. Так вот, безоблачное начало биографии. И действительно Австрия как-то умудрилась в эти 40-50 годы быть островком радостной безоблачной жизни. Действительно ее немножко обошла война, обошли какие-то социальные потрясения. Эта вся история миновала. И роли, которые играла молодая Роми Шнайдер, и даже в 20 лет главная роль большая в фильме «Императрица Сисси», которая ее прославила по всей Австрии, потому что Сисси – это сокращенная от Елизавета, героиня всех учебников истории и романов австрийских и баварских немецких, знаменитая жена Франца Иосифа 1 императрица в 19 веке, которая прославилась своей красотой, добротой, либеральными взглядами и очень трагической судьбой о которой мы еще поговорим. Надо сказать, что Роми Шнайдер играла Елизавету дважды. Один – в таком конфетном, конфитюрном фильме в 20 лет — «Императрица Сисси» и другой, как эпизод, но гениальный эпизод в «Людвиге» великом шедевре гениального Лукино Висконти.

Услуги предметного фотографа в Москве  Фотографии предметов искусства.


Услуги предметного фотографа в Москве

Фотографии предметов искусства.


 

Так вот, говоря об этой эпохе, нельзя не вспомнить то что тогда властвовала эстетика. Хотя Австрия отчасти является родиной европейского психоанализа и всяких потуг на подсознательную психологию, но кинематограф это обходил очень долго. Как отчасти и французский. И на смену всем этим фильмам красивым, костюмным и очень пафосным приходит Новая волна в 60-70 годы во Франции, потом по всей Европе, в Италии чуть раньше. Это неореализм, когда социальная тематика, черно-белое, когда уже можно было снимать цветное. Социальные все эти штуки, несчастья, Достоевский перефразированный на европейский лад. С одной стороны, это глубина режиссерская, драматургическая. Но это своего рода эстетический тупик. И только гений Висконти помог этому тупику вывернуть из тупика. Но правда лишь только ему одному.

Так вот, возвращаясь к первым ролям Роми Шнайдер. Сейчас я хочу показать вам отрывок из упомянутого мною фильма про Елизавету Австрийскую. Это вальс Штрауса, который молодая императрица танцует со своим мужем императором, австрийским монархом Францем Иосифом 1. И это сделано очень красиво и достойно с точки зрения исторического антуража. Как воссозданы костюмы. И как воссоздана атмосфера первых лет правления Франца Иосифа и Елизаветы.

(Начало просмотра видеоролика.) 00:08:56

(Конец просмотра видеоролика.) 00:09:51

Вот так выглядело европейское высшее общество в 19 веке. Так снимали в 50-е годы 20 века. Это 1958 года фильм. И два слова о Елизавете. Да, она была либеральных взглядов, она всегда советовала мужу-императору даровать какие-то свободы итальянцам, потому что Италия была под гнетом австрийских оккупантов. И он иногда шел ей на какие-то косметические уступки и очень любил народ. Простой народ. И они прослышали о ее либерализме в Италии, в Венгрии ее обожали. Она могла разрешить спор, назревающий между Австрией и Венгрией внутри этой империи. И стала королевой-консорт. И таким образом Австрия преобразовалась в австро-венгерскую империю, и эти державы еще просуществовали вместе в 12 веке до конца первой мировой.

Она была светлым пятном в истории этой страшной монархии. Хотя я не считаю, что монархия была страшной, обычная монархия. Мало кто помнит, чем этот либерализм закончился. Потому что все фильмы про императрицу Елизавету, а их очень много, они максимум дотягивают своим трагизмом до того, что свекровь и весь двор отнимали у нее детей и воспитывали отдельно от матери, потому что она хотела за ними приглядывать по-своему, нежно. А на самом деле конечно наследники трона должны воспитываться в военной школе. И эти ссоры, этот холодный двор, эти порядки двора и ее радужная всегда улыбки и настроение – это противоречие. Вот максимум на что хватает ее биографических фильмов. Но мало кто помнит, что по истории императрица Елизавета была убита анархистом ударом ножа в грудь. И я хочу сказать, что если проследить до конца эту начинавшуюся потрясающе счастливо биографию Елизаветы, то мы увидим страшные события. Сначала некое отдаление в отношениях с супругом, потому что он должен быть императором, и он должен понимать, что такое двор и законы двора. А она хочет жить более свободно от этих законов. Второе – дети, которых воспитывали немножко более в строгих порядках, чем она хотела, но потом это закончилось трагически. Принц Рудольф, ее сын покончил жизнь самоубийством в очень молодом возрасте. И когда произошла трагедия в жизни самой актрисы Роми Шнайдер в 1981 году, когда ее 14-летний сын Давид, перелезая через ограду сада упал и напоролся на колья прутьев и погиб, все это очень совпадает.

И Роми Шнайдер умирает в 1982 году, 29 мая, официально от сердечного приступа. Там говорят про самоубийство. Все это очень похоже на историю Далиды и Барбары, другой знаменитой французской певицы. Но все-таки версия более такая подтвержденная – это сердечный приступ, удар сердца. Как и удар в сердце Елизавете. Об этом кстати тоже не говорят. Об этих подробностях, похожих моментах в биографии двух великих женщин. Потому что многие журналисты просто очень поверхностно ко всему подходят. И надо быть достаточно зашоренным на фактах историком, как я, чтобы и туда и сюда раскапывать. Но тем не менее, такие вполне очевидные параллели.

Причем ее биография творческая начиналась с Елизаветы, блестяще продолжилась подходя к закату Висконти в 1972 году, когда она в фильме «Людвиг» сыграла Елизавету среднего возраста. Это уже не веселая простушка, девчушка, а невероятной красоты и великой эстетики, трагического лица женщина, которая уже понимает цену судьбе, страсти, трагедии, одиночеству и всему такому значимому. Так вот я уверен, что здесь эти метафоры не могут быть случайными совпадениями.

Услуги предметного фотографа в Москве  Фотографии предметов искусства.


Услуги предметного фотографа в Москве

Фотографии предметов искусства.


 

Однако вернемся к такой пошаговой биографической канве. Все-таки я не понимаю этого и не совсем принимаю, когда многие наши и заграничные дамы на кухне обсуждают: «Ну, Роми Шнайдер, известная актриса, но где у нее счастье в жизни? Все в итоге так плохо кончилось, такая тяжелая судьба». Видите ли, они не правильно понимают категорию счастья. Счастье – это не то, что один раз купил и всю жизнь пользуешь. Это не что-то бытовое и вечное. Счастье – это миг блаженства, который длится вечность. И не только для человека, но и для окружающих. Потому что ее минуты счастья – это часы и столетия нашей радости. Радости зрителей и человечества. Потому что она стала предметом наблюдения переживания и сожизни человечества. И как можно говорить, что она была несчастна, если у нее любовником много лет был самый красивый мужчина 20 века Ален Делон? Если режиссер, который ее как бы заново сделал, как актрису и профессионала, великий Лукино Висконти? Как можно называть ее несчастной, если она была одной из самых красивых актрис, когда либо прославившихся в мире? Как можно назвать ее несчастной, если ее любили миллионы, причем эти миллионы в этой ситуации отнюдь не бездарных и не безумных людей. Потому что вы знаете, что любовь миллионов – это штука не всегда замечательная. Смотря какие миллионы. Иногда лучше тысячи или десятки, или один человек, но зато это лучше по качеству, чем по количеству. Потому что миллионы иногда влюбляются в такую ахинею и в таких существ. Знаете, недавно хоронили одного корейского лидера и там миллионы плакали, бросались на эскалатор по которому он последний раз в магазине ездил. Любовь миллионов – штука относительная. Но в данной ситуации эти миллионы, никто не считал, может это десятки тысяч, они другого качества. И это любовь. Настоящая любовь. Очень обоснованная, тонкая, рафинированная, нежная. Потому что она обращена к человеку, который этого достоин.

А Роми Шнайдер была конечно удивительным организмом. И я думаю, что если бы она в тех Соборах, которые были в средневековой Европе, где обсуждали, является ли человеком женщина, то долго она человеком не считалась, потому что человек был Адам – мужчина, а женщина – отдельное животное. И так это все шло, шло и развивалось. А потом на одном Соборе, который назвали Собором подкаблучников признали, что у женщины есть душа, но с перевесом всего в несколько голосов. Я думаю, что если бы раньше в средние века видели бы фильмы с Роми Шнайдер и особенно смотрели бы ее интервью последних лет жизни, которые смотреть невозможно без слез, потому что оголенный не то что нерв, а оголенная боль человека, с одной стороны покинул ее любимый человек, с другой стороны боль матери, потерявшей сына и т. д. Здесь так все явно и видно. Просто можно сказать что портрет души перестал быть внутренним, а стал внешним на ее примере.

Я возвращаюсь к любимому человеку Роми Шнайдер. В 1958 году она снимается в фильме «Кристина». Это костюмированный фильм. Она в беленьком платьице, он – австрийский офицер. Там два варианта было: в белой униформе и цвета лазури. Офицера играл тогда еще не очень известный, набирающий славу очень красивый актер. До фильмов Висконти он еще не был большим актером. А был красивым актером, но это было не мало. Я говорю об Алене Делоне.

1958 год.  Ей 20. Ему 22-23. Он 1935 года. И конечно роман закручивается, потому что она невероятно хорошенькая. С другой стороны Делон, его подвижная натура не терпит долгих остановок на пути. И в то же время надо понимать, что она была уже звездой Европейского кинематографа, после этих всех костюмных фильмов, где она в 17-19 лет играла простушек, но все-таки очень красиво одетых австрийских простушек. И ее семья – фактически аристократы от актеров. Магда Шнайдер. Это тешило тщеславие Алена Делона, который безусловно понимал себе цену, но в обществе был простым парнем.  Это известный тип людей, как Есенин. Он жил с внучкой Толстого и со стареющей Айседорой Дункан, потому что это как бы приподнимало его над окружающими, хотя он не понимал зачем, если он гениальный актер или поэт, то зачем ему это. Они тогда этого не понимали, потому что человек – сложный комплекс. Это и гениальное и бытовое вместе. Здесь все очень сложно в рамах жизни физической полностью измерить взглядом метафизику. Для этого нужно немножко отойти по времени, пространству и расстоянию.

В 1958 году Роми Шнайдер и Ален Делон становятся любовниками. А чуть позже Делон знакомится с великим режиссером Лукино Висконти. И Висконти приглашает его в Италию в Рим. Он поселяет его у себя, пытается образовать, объяснить, что такое актерская профессия, эстетика, этика и пр. И Делон по наивности все это описывает в восторге в письмах своей подруге Роми. Роми, несмотря на всю свою конфитюрность, возмутилась, приехала. Потому что невозможно это терпеть, когда ее любимый человек пишет каждый день про любовь восхищение и восторг Висконти, которого все знали в Европе. Потому что он никогда ничего не скрывал, он же аристократ. А не те, которые у нас изображают регулярные браки между собой в эфире 1 канала. Так вот, она приезжает и по идее пошлой драматургии должны быть какие-то конфликты. Ни в коем случае. Висконти был гением во всех отношениях. Когда он увидел молоденькую талантливую Роми, он стал ей симпатизировать. Он не стал никакую испытывать злую собственническую агрессию в плане ревности к Делону по простой причине. Висконти был уже опытным человеком, и понимал, что Делон, этот красивый карьерист, это чудесное животное, как его называли многие в то время. Потому что действительно в нем была энергия молодого пса, который чует, держит нос по ветру, он в итоге бросит и его и ее. И у них больше общего, у Висконти и Шнайдер на самом деле. Поэтому Лукино сделал очень просто. Он принял ее, стал также всему обучать. Тоже заново ее сделал как актрису. Более того, он сделал из австрийской простушки рафинированную звезду австрийского кинематографа, итальянского, французского. Он сказал, как одеваться, как ходить. Сделал другой имидж. Сказал, что нужно похудеть, что нужно так-то и так-то показываться на камеру.

И, кстати, очень похожи Делон и Висконти. Как ни странно – это так. Потому что он называл, что очень похожи в этом районе, здесь, где расходятся брови и между носом и бровями буква v – это успех, она очень у них похожа. Это действительно так.

Фильм «Кристина». Поглядите еще раз на эти очень эстетские выдержанные фильмы эпохи до того как Европейский кинематограф захлестнула волна социальных фильмов, которые получили название Новая волна. До этого неореализм.

(Начало просмотра видеоролика.) 00:26:09

Я отмечу фантастическое качество и красоту самой пленки. Самые естественные цвета и цветы (простите за тавтологию), и эта поляна, и этот лес они не были так красивы, как они красивы на этой записи в этом фильме. Обратите внимание как потрясающе подобраны тона одежды. Какие изумительные планы. Как выставлен свет. Не то что на вашем покорном слуге. И то, о чем я говорил, цвет сюртука офицера, в котором играет Ален Делон – это такая модельная драматургия 50-60 годов.

Сразу вспоминается великий фильм, в отличие от этого, который очень красивый, а тот великий. С великим актером Жераром Филипом и Мишель Морган, который тоже заканчивается трагически, но там это лучше чувствуется. Потому что здесь погибает Делон, но как-то случайно. А там погибает она и очень даже не случайно, и в этом трагедия. Здесь Делон невероятно красив и они очень подходят друг другу. Очень похожи по легкости, по весеннести, если можно так сказать. По этой весне в их судьбе.

Я вернусь еще, размышляя над этим фильмом, посмотрите, как красива была Австро-Венгерская империя 19 века. Как красива была и Франция и итальянские государства, еще даже не объединенные, а в середине 19 века уже объединенные. Я никогда не понимал ни как режиссер, ни как историк, ни как человек. Вот Итальянцы, как они ненавидели австрийцев, как они боролись с этим несчастным Францем Иосифом 1. Любили за либерализм Елизавету, его жену. Что только не делали. Когда Верди написал Трубадура, знаменитую свою оперу, то там есть момент, которого все ждут. Потому что там «до диез». И как только начинал тенор петь (поет), там сразу зал вставал и аплодировал. Потому что это призыв к борьбе и вся Италия изображает гимн борьбы с австрийцами.

Услуги предметного фотографа в Москве  Фотографии предметов искусства.


Услуги предметного фотографа в Москве

Фотографии предметов искусства.


 

Я не понимаю, если вы так боролись с австрийцами в белых плащах, как мы видели Ален Делон играл и такая Елизавета, простая девушка, но очень замечательная. Ну что же вы тогда? Ну хорошо, прогнали тех и получили что получили. Когда приезжаете в Париж, в Милан в Рим куда угодно в любой Европейский город, ни тебе белых плащей, ни тебе Аленов Делонов, ни тебе Роми Шнайдер. Там попадаешь в какой-то не скажу в прямом эфире куда. Потому что это отдельная тема. Европа так себя как бы хлещет страшными плетьми мазохистскими, запрещая думать и говорить, что думают, что мне кажется она уже все-таки не имеет шансов на спасение своей цивилизации, но это отдельная тема.

Роми Шнайдер. Ее влюбленность, которая переросла в любовь к Алену Делону была истиной, настоящей, надо сказать, что тоже метафора, Ее партнер в фильме «Монпти», в одном из ее ранних фильмов был Хорст Буххольц, тоже очень красивый европейский актер. Черненький с бровками, с глазками. Очень похож на Делона, но чуть-чуть ниже брови, чуть-чуть другие глаза, карие, а не светло-синие, как у Алена Делона и уже не Ален Делон. И у них был роман с Буххольцем был роман, но только лишь как увлечение.

И тут она конечно влюбилась по-настоящему. Это было и счастье и трагедия, потому что несколько лет постоянной съемки. Они часто по нескольку недель не были вместе, но все равно это было счастье и радость. Они не были расписаны, так и не поженились. Поэтому ошибка, когда ее называют первой женой Делона. Тем не менее, это были годы, которые для Роми были самыми светлыми. Позволю сделать себе такой вывод, потому что она сама это не скрывала. Однако в 63 году происходит разрыв по инициативе Делона в достаточно жесткой форме, не то чтобы в грубой, но не совсем без подготовки. Это просто был огромный букет темно-красных роз и записка. Это была трагедия для Роми Шнайдер, и даже она пыталась покончить жизнь самоубийством. Вся оставшаяся ее жизнь прошла под знаком этой трагедии не продолжившихся отношений с Делоном. И даже через несколько лет, когда в 1968 году их уговорили сниматься вместе.

Естественно пресса раздула, что вот опять «пара века» снова вместе. Это не было так. Но в этом фильме «Бассейн» там еще снимается замечательный Морис Роне, в этом фильме как-то вся ситуация читается двояко, тоже как своего рода метафора, потому что эти реплики могли актеру сказать друг другу и в жизни. Сейчас прошу поставить один из отрывков.

00:33:00(Начало просмотра видеоролика.)

00:35:00(Конец просмотра видеоролика.)

Умеют на Западе снимать фильмы. Умели по крайней мере. Очень советую посмотреть полностью, кто не видел этот фильм режиссера Жака Дере с музыкой Мишеля Леграна. Он очень тонкий психологически, блистательный. И она выросла как актриса, и благодаря работе с такими режиссерами, как Висконти. И уже видно, что это отнюдь не та глупенькая наивная девочка. Это женщина, которая познала и трагедию, и предательство, и понимает, что такое жизнь. Ей всего 30 лет здесь, но это такой взгляд, который много о чем говорит. Глубина этого взгляда. И Делон в своем амплуа. Как он разбивает ей эту прическу и взбивает волосы. Так мало кто умеет. Собственно говоря, никакого образования. Ни то что актерского, вообще никакого. Ему как и ей не понадобились ни ГИТИС, ни ВГИК, ни школа-студия МХАТ и пр.

Этому вообще нельзя научиться. Я не говорю о том, что нельзя научиться у наших, которые особенно сейчас. Потому что все кто могли, те умерли или уехали, а то что сейчас – это тихий ужас. Когда ко мне приходят на репетицию молодые актеры, я должен их заново переучивать. И чтобы объяснить, что такое эстетика и даже, что такое звериное мужское или женское, и как взбить волосы – они ничего не умеют. Потому что чтобы такое сделать они должны ломать пальцы и руки. Сломать все чтобы что-то из них сделать.

Возвращаясь к талантливым людям. Роми Шнайдер стала звездой №1 французского европейского, прежде всего французского кинематографа. Популярной персоной в глянцевых журналах. Ее интервью обожали печатать. Фотографии сводили с ума людей, потому что она была настолько утонченная. Сочетание сексуальности с интеллектом и с душевностью – это было ей присуще феноменальнейшим образом. Очень известный ряд который мы не будем показывать, где она снята обнаженной. Это тоже очень и очень «ничего». Она была героиней интеллектуального кинематографа, и все ее фильмы, когда она уже переехала во Францию отличались глубоким психологизмом, потрясающей проработанностью драматургического материала и безусловно высочайшим уровнем партнеров.

Услуги предметного фотографа в Москве  Фотографии предметов искусства.


Услуги предметного фотографа в Москве

Фотографии предметов искусства.


 

К сожалению рамки нашей передачи не позволяют мне как-то вдаваться в детали, но я хочу показать отрывок из незаслуженно забытого и отчасти даже неизвестного у нас фильма. Я говорю о «Банкирше». Это фильм, основанный на реальной истории. В 1936 году во Франции пришло «левое временное правительство», Народный фронт. Там были социалистические всякие, коммунистические министры. Вся эта левацкая дикая орда пришла к власти. И такое началось в обществ нехорошее движение. Под колеса этого движения попали приличные люди. И вот героиня Роми Шнайдер, банкирша, которая очень талантливая, волевая, умная женщина, которая блистательно живет и личной и профессиональной жизнью, ее банк устоял во всех катастрофах и трагедиях. Но ее не могут не уничтожить потому что люди (вы сами знаете, что такое люди). Она играет в этом фильме блистательно и очень она красива в этом киноромане.

00:39:34(Начало просмотра видеоролика.) Отрывок из фильма «Банкирша».

00:41:45(Конец просмотра видеоролика.)

Да, вот такие шляпки носила французская буржуазия и вот такие фильмы снимали, когда еще не было этих всех мультяшек с боевиками, когда Чебурашка взрывается, бегает, прыгает. Катастрофы маразматические. И сразу чтобы дать сравнительную амплитуду ее актерского мастерства из этой холеной, утонченной, роскошной и надменной дамы, посмотрите как она потрясающе перевоплощается в другой образ в в фильме «Главное любить».

00:42:26(Начало просмотра видеоролика.)

00:43:48(Конец просмотра видеоролика.)

Замечательный фильм Анджея Жулавски. Партнер Фабио Тести звезда Европейского кинематографа 60-80 годов. Не буду рассказывать содержание. Фильм потрясающий, посмотрите его на досуге, когда будет возможность.

Я не буду рассказывать про подробности биографии Роми Шнайдер и про ее первого мужа, немецкого актера и режиссера Гарри Мейена, который покончил жизнь самоубийством. Опять можно проводить параллель с Далидой, которая тоже покончила жизнь самоубийством, но после того, как умирали ее возлюбленные мужчины. И про второго мужа Бьязини, секретаря ее. Это не так важно. В ее жизни был один человек, которого она любила – это Ален Делон. Именно им я бы и хотел закончить наш сегодняшний выпуск.

Оставайтесь с нами и оставайтесь собою. Умейте любить и умейте также красиво выглядеть как Роми Шнайдер и находить себе таких же красивых партнеров как она.

Оцените звездность страницы:
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...