Речь пойдет о фотографиях блюд на белом/темном/интерьерных фонах, о ценообразовании и и специфике работы фотографа. Задача фуд-фотографа в том, чтобы акцентировать внимание на притягательности пищи. Эта задача реализуется по нескольким направлениям:
— выделение в подаче блюда его визуальной идеи посредством общения с шеф-поваром;
— коррекция блюда под конкретный ракурс;
— работа с освещением и пост продакшн.
— о специфических приемах читайте ↴ ТУТ↴…
— с чего начинается сотрудничество и каков оптимальный формат ТУТ↴…
На примере последних фотосессий я расскажу о фуд-съемке для ресторанов или рекламы, и добавлю обычное: «Сколько это стоит?«
Итак, изображения, которые получает клиент, – это результат усилий food-фотографа + фуд-стилиста, ретушера и шеф-повара. В этом списке я поставил шефа на последнее место, но на деле он всегда «№1».
Фотосъемка на белой тарелке без удаления фона.
Белая тарелка является максимально нейтральным фоном, дающим возможность гармонично показать блюдо с любым цветовым сочетанием.
Если тарелка имеет 4 или 3 угла, то ее линии дают подчеркивают динамику в кадре.
Съемка крупных деталей блюда — один из сильных визуальных ходов. Фотографу нужно понимать, что в данном блюде действительно достойно акцента, а что вторично. Для прояснения таких моментов требуется участие повара. Не только крупность деталей но и ракурс играет важную роль. Вводя в композицию дополнительные моменты сервировки стола фотограф показывает шарм блюда.
Примерно к середине 2010-ых вполне распространился верхний ракурс. Особенно он удобен для супов. Некоторые заведения предпочитают подачу супов на глиняных и т.п. глубоких тарелках. Верхний ракурс в такой ситуации помогает минимизировать тяжелые «борта» посуды.Любая подача на глиняных тарелках усложняет тем, что привязывает зеленый или фиолетовый цвет к таким изделиям, весьма не просто, хотя можно.
Фотосъемка напитков
Для ресторанных съемок позиции напитков рассматриваются чуть ли не как «допы». Но именно здесь в силу прозрачности жидкостей и отражающей их способности находится масса интересных трудностей. Иногда конечное изображение рекламного качества мы можем получить только «собрав» его в редакторе из нескольких фотографий, где освещение корректируется под заданный фрагмент. Бывает и проще). Белый фон является наиболее распространенным для создания фотографий напитков. Однако, вполне возможно отходить от этого клише.
При этом вариации «крупности», ракурсов и соотношения ингредиентов остаются бесконечны.
Фотосъемка десертов
Фотографии десертов тоже возможно показать как на белом фоне так и на деталями сервировки или только на тарелке.
В процессе фуд-съемки могут быть захвачены в кадр довольно большие сегменты интерьера.
От формулировки задания и личного вкуса фотограф размывает дополнительные планы или оставляет их визуально читабельными.
Ниже представлены серии фотографий предметов на белой тарелке, с захватом сервировки и с фрагментами интерьера
Фотосъемка еды – это одно из направлений работы моей студии. Весь мой опыт фотографа и руководителя настроен на создание красивых и аппетитных фотоснимков блюд и продуктов для использования в различных целях: печать в рекламе, упаковка, журналы, меню, сборники рецептов, поваренных книг.
Фотографии блюд на темном фоне
Большая часть фотографий, которые заказывают рестораны для своих меню и сайтов — это фотографии блюд на белых тарелках и белом фоне.
В этом смысле я всегда радусь возможности поработать на темном деревянном столе.
Как фотографировать блюда на темном фоне?
Освещение предметов на любой фотографии можно разгадать по положению и форме бликов, кроме ситуаций, когда блики (частично) убраны ретушью или конечное изображение собрано из нескольких фотографий с разным освещением.
Столько фотографов, столько и подходов к процессу фуд-съемки. Вот несколько примеров, в которых реальность смешивается с юмором.
1. Вполне можно заменить в бокале виски на чай, но… все-таки есть реальная разница в факторах плотности и прозрачности. Эту разницу заметит тот, кто годами пристально смотрит на свой бокал The Macallan in Lalique, Dalmore 64 Trinitas или, на худой конец, Macallan 1926.
2. Глубокая цветная посуда деформирует цвет блюда внутри. Почему? Свет отражается от внутренних стенок тарелок (пиалок/мисок/плошек/косушек) и попадает на блюдо уже окрашенным. В некоторых ракурсах с некоторым освещением этого можно избежать, но иногда проще заменить посуду. Когда как.
3. Вполне можно положить на пиво пену для бритья. Хотя лучше бросить в пиво соль. Однако, если пена и пузырьки видны не слишком крупно, то разница не велика, а соль всегда под рукой.
4. Один владелец ресторана хочет показать блюда так, чтобы интерьер ресторана создавал атмосферу для подачи. А другой Клиент хочет, чтобы в этом интерьере были еще и гости ресторана, или «человек, читающий меню». Эти задачи требуют существенно разного времени на реализацию и обдумывания деталей, драматургии и т.п.
Резюме. В процессе консультации и разговора рождается понимание.
ФОРМАТЫ ФУД-СЪЕМКИ:
Возможна съемка с белым/черным/цветным фоном или под обтравку, блюда с посудой, декором и элементами интерьера(натюрморт). Стоимость съемки еды считается исходя из цены за 1 блюдо и обсуждаемого формата фотосессии.
Особенности фуд-съемки
Кадрирование и угол. Очевидно, что блюдо меняет вид, если снимать его с совершенно разных сторон, под разными углами с переменой освещения. Однако, есть способ, который помогает создать фуд-фотографу единую серию разнообразных снимков.
Фоторассказ и некоторые приемы. В процессе планирования фуд-съемки создается мудборд. Это делается на основе пожеланий заказчика, атмосферы съемки, возможностей реквизита. Фактически, фотограф должен создать язык, пусть и не большой, для конкретной съемки. Затем включается фантазия и делаются некоторые раскадровки. Они могут не пойти в дело, но они помогут освоить “язык” заранее.
- Мудборд фотографа — это изображения, несущие посыл стиля и настроения («mood») в предстоящей фотосессии. Мудборд является плодом творчества фотографа и является скорее инструментом навигации, чем руководством к действию.
Ингредиенты, цвета и формы. Случается, что один ингредиент, используемый в нескольких блюдах, придает объединяющую нить всей серии. Например, мятная тема: блюда могут варьироваться от салатов и пасты до напитков и десертов, но все они будут объединены единой темой мяты.
Дополнительно ограничивая цветовую палитру (limited chromatic theme), фотограф создает цельную визуальную идентичность. Цвет моментально создает определенное настроение, ровно так, как это делает и специфика освещения. Световая схема, созданная в студии, может создавать ощущение большого окна или полуденного солнца. Это отлично работает, если фуд-фотограф осознанно пользуется приемом в рамках заданной стратегии.
Редактирование и выбор изображений эффективно работает при соблюдении некоторых условий. Конечная последовательность фотографий должна быть именно последовательностью, а не изображениями, которые можно тасовать в любом порядке. Это как фильм – сцена развивается в сцену. Если фотограф придерживается этой концепции, значит он будет избегать в презентации одной карточки с похожими ракурсами. Это ослабляет влияние серии. Тут нужно быть безжалостным. Нельзя включать в презентацию все “красивые фотки” только потому, что вы не способны выбрать единственную.
Выбирая изображения в серию, фотограф может делать это интуитивно или следуя от одного образа к следующему. Многие осознанно разбавляют монотонность стилистически различными фотографиями. Так или иначе, но в итоге работает именно наличие метода и личный художественный опыт.