Нужен ли nd-фильтр фотографу? В чем отличия брендов для профессионального использования? –

Nd-фильтры и длинные выдержки как особые инструменты профессионального фотографа

Вместо предисловия кратко скажу пару слов о видеографии в связи с темой. 

Первая проблема любого видюшника - необходимость вписываться в выдержки 1/50 или 1/60 секунды на ярком солнечном свете. Причину читатель скорее всего знает, но повторю на случай.↴...

Первая проблема любого “видюшника” – необходимость вписываться в выдержки 1/50 или 1/60 секунды на ярком солнечном свете.  Причину читатель скорее всего знает, но повторю на случай.

Стандарты воспроизведения фильмов в кинотеатрах и на бытовых устройствах  исторически заточены под 24/25/30 кадров в секунду (англ. frame per second, или FPS). Соответственно, выдержка при настройке видеокамеры считается по формуле 1/(2х25 или 2×30). Общепринято, что такая частотность кадров комфортна для глаз и создает “кинематографидчнчность”.  

Для компьютерных игр все иначе. Игроку желательна не “пластичность” кадра, а его резкость и детальность – чтобы все видеть и замечать. Частотность кадров в играх определяется более всего возможностями компьютера и достигает 300 FPS.

Примечание. Профессиональный видеооператор знает, что для плавной “картинки” движения камеры должны быть плавными. Для этого созданы таблицы, отражающие зависимость скорости поворота камеры от фокусного расстояния (угла обзора) объектива при заданной выдержке или FPS. Для геймера нет таких ограничений и он может быстро и резко перенаправлять линию своего взгляда. Если так сделает видеограф, то  получится  каша. 

Чем больше открыта диафрагма, тем больше приходит света. И при надобности работать с открытой диафрагмой на ярком солнечном свете, требуется как-то понизить количество приходящего на матрицу светового потока. Если этот поток не уменьшить, то оператору придется перейти от выдержек 1/50 или 1/60 к меньшим числам, что при записи по стандартам в 24/25 или 30 кадров в секунду даст уродливую дерганную видео-картинку. Для этого и пользуются nd-фильтрами. Они бывают дешевые, дорогие, постоянной плотности или переменной. 

Очень редко и в специфических моментах видеооператор может перейти к выдержкам 1/25 или 1/30. Технически это возможно. Проще всего это при “наездах” на главный (фронтальный) объект съемки т.к. он менее всего двигается в кадре и является главным объектом наблюдения зрителя.

Но нам – фотографам – эти тонкости не важны, но забавны с познавательной точки зрения, т.к. суть нашего интереса к упомянутым в заголовке фильтрам и длинным выдержкам отличается.

Что дают Nd-фильтры +
длинные выдержки фотографу?

Возможность уйти на длинные выдержки дарит фотографам две фишки:
– менять фактуру двигающихся облаков или воды,
– удалять людей из кадра, делая общественные пространства безлюдными.

В цифровую эру это не так просто, как выглядит на словах. Причина в технических ограничениях различных цифровых камер. Для пленочных камер ограничений с выдержкой нет – открыл затвор, и держи его так, пока не решишь закрыть. На цифровых фотоаппаратах такое не проходит т.к. матрица питается электричеством и может перегреваться.

Жаль, что не всегда инструкции к фотокамерам содержат информацию об ограничениях на продолжительность экспозиции (выдержку).

Профессиональные фотоаппараты 2004-5 годов допускали выдержку до 30 секунд. Выше три таких камеры примерно одного времени. 

Метроном.. Обложка журнала. Камера Minolta A200. Идея: визуализация движения в виде сияния.

Визуализация движения. 

З0 секунд – это не так уж мало. Такая выдержка вполне позволяет художественно работать с атмосферными осадками на пленере или, распыляя, например, воду через пульверизатор перед фотографируемым предметом, визуализировать лучи контрового света в студийных условиях. В любом случае, для создания интересных фотографий требуется проработка идеи. 

Пример сочетания работы выдержки 2 сек., водяной пыли и контрового света на букете цветов. Фотоаппарат Panasonic Lumix DMC-LC1. Сделано в 2005 г.

Пример сочетания работы выдержки 2 сек., водяной пыли и контрового света на букете цветов. Фотоаппарат Panasonic Lumix DMC-LC1. Сделано в 2005 г.

Однако для работы с облаками требуются выдержки существенно более длинные, чем 30 секунд. Работая с камерой Sony Cyber-shot R1, которая вышла в 2005 году, мы имели 3 минуты максимальной выдержки (BULD) в “М”-режиме. Хватает ли 3-ех минут, чтобы “размазать” облака? Впрочем, уже в 2007-ом году Olympus E510 отрабатывал выдержку в 8 минут. Сегодня эта камера с 10 мп стоит несколько тысяч рублей. 

Sony Cyber-shot R1

Sony Cyber-shot R1: заморозка фонтанов и динамика облаков на максимальной выдержке в 3 мин.

Кроме облаков и фонтанов у фотографа есть еще две реальные проблемы: люди и машины. Выходя на выдержку от 1 секунды и более, фотограф может “размазать” фигуры людей, превратив их в “призраки”. Однако, избавиться от “призраков” и их шлейфов возможно не всегда. Ниже несколько примеров фотографий одного места с пояснениями.

Фотография с применением дешевого и доступного всем ND-фильтра Fujimi

Фотография с применением дешевого и доступного всем ND-фильтра Fujimi

Обратите внимание, что места стабильного пешеходного трафика получились с “туманом”. Это следы пешеходов. Использовалась выдержка в 3 минуты. При выдержке в 30 минут этот туманный эффект был бы почти не заметен. 

Фотография, полученная без ND-фильтра на выдержке в 1 секунду.

Для получения финишного изображения было сделано много фотографий, а потом они сведены “зонами” по вкусу фотографа.

Последние два кадра получены без ND-фильтра. Подобный эффект безлюдности в кадре реализуется двумя методами:
а) пандемия;
б) делается масса фотографий, все они загружаются на компьютер с фотошопом, а потом следующая технология. Открываем фотошоп, заходим в меню “файл” → меню “сценарий” → меню “загрузить в стек” (опции “автоматически выровнять” + “создать смарт-объект”) → ждем окончания процесса → заходим в Слои → СмартОбъекты → Смарт Опции → Медиана →  почти не ждем → счастье наступает.

Замечу, что получить желаемый результат с одного касания дает в сто раз больше удовольствия, чем шаманство с фотошопом.  Его и так хватает в профессии.

P/S. Приобретая ND-фильтр, надо ясно осознавать, что фильтры переменной плотности всегда проигрывают обычным фильтрам. Что бы не говорили “обзорщики”, два стекла – больше искажают цвет и контраст, чем одно. И чем дешевле фильтр, тем хуже его “просветление”. Но для творческих радостей такими моментами можно пренебречь.  Добавлю, что Fujimi ND вполне годится для творческих экспериментов, но не для коммерческой съемки т.к. существенно искажает цвета в “малину”. 

Б Л О Г