Как подобрать старую камеру за 2 копейки для профессиональной работы? –

Как купить профессиональный фотоаппарат за $50 и начать осваивать интерьерную и предметную съемку? Шикарный ход тут.

За 20 лет цифровой революции в фотографии вышли сотни профессиональных камер. Неужели среди них не найдется пара жемчужин, пригодных для работы и теперь? Раскрою пару десятков тайн. Попробуйте их не пропустить. 

Начать стоит с того, что ради некоторой обоснованности дальнейших размышлений я провел съемку старьем: “Рояли и пианино. Предметная съемка старыми камерами“.

Не открою секрета, что первые опыты начинающего фотографа желательно производить с минимальными вложениями и максимальными возможностями обучения/заработка.  При этом надо сразу очертить круг задач, которые под силу старым профессиональным фотокамерам со смешным бюджетом покупки $20 -120. Хотите читать дальше?

Исторические камеры

Многие цифровые фотоаппараты начала 2000-ых были прорывными шедеврами. $1500 в 2001 (! это еще “те” баксы) году стоил суперскорострельный Olympus E-100RS. Сейчас его можно найти за $100. Крутизна и своеобразие исполнения корпуса достойны коллекции. Размер файлов в 1,5 м.п. даст возможность печатать 10х15 см. Объектив имел скромный сегодня, но шикарный тогда диапазон 38-380 мм. Был и стабилизатор.

А вот у младшей модели тех лет Olympus C-2100UZ на борту уже 2 мп. Это почти 2000 точек по большей стороне. На старте продаж за него брали $1000, а сегодня фотоаппарат доступен за $33. 

Впрочем, шутки в сторону. Вряд ли читателя соблазнят коллекционные камеры для практических занятий. Но даже среди маломегапиксельных фотоаппаратов случались шедевры, которыми и сегодня хочется работать для души.

Lumix DMC-LC1

Panasonic Lumix DMC-LC1 имел шедевральный объектив  LEICA DC VARIO-SUMMICRON и 5 мп сенсора. Фактически, этот фотоаппарат был клоном Leica Digilux 2. Мне трудно вспомнить стоимость этих камер в далеком 2004-ом году. Это было что-то около $2000.  Сейчас эту камеру можно найти где-то за $200.  Будучи счастливым обладателем DMC-LC1

Это выходит за бюджет обсуждения, но честь самурая не могла молчать. В качестве дополнений к фотоаппарату продавалась широкоугольная насадка, макролинза, и плотный фильтр для съемки на солнце. 

Благодаря отличному объективу 5 мп LC1  вполне уделывали 6-8мп чуть более поздних камер, более того, если вам знакомо слово “SUMMICRON”, то вопросы о “рисунке” отпадают. Чуть позже Панасоник выпустил камеру DMC-L1 со съемным объективом Vario-Elmarit. Но я не считаю этот аппарат чем-то интересным. Эльмарит есть эльмарит.

Интересной модельOlympus C-8080ю тех далеких легендарных времен был Olympus C-8080. Отличные цвета выдавал его объектив, а матрица считывала 8 мп. Но объектив был с электрическим зуммом (трансфокатором) и эта особенность настораживала. В год выпуска камера стоила около $800.

Konica Minolta Dimage A200Прямым конкурентом C-8080 была  Konica Minolta Dimage A200. Работая с этой 8-ми мегапиксельной камерой (2/3 “), я сделал множество иллюстраций и обложек.  Кстати, сейчас эта камера стоит на авито вокруг $45. Камера давала возможность делать выдержку до 30 секунд, это давало нужные мне возможности при съемке со световой кистью.

👐 В ходе работы с представленными камерами, я сделал некоторые выводы, которыми хочу поделиться. Полагаю, они актуальны и 17 лет спустя.

👐 Видоискатель – вещь обязательная в камере. Он позволяет обособить свое восприятие и увидеть изображение так, как мы видим его на мониторе или в печати – крупно. Даже слабенькие видоискатели старых камер полноценно изолируют наш глаз от внешнего мира.

          💭 Приличными электронными видоискателями можно считать те, где около миллиона точек, а хорошие – это 2 миллиона. У старых камер в видоискателях 200-400 тысяч точек , но покупка обходится в $25-$80, а не в $300-$500. При этом на выходе мы имеем продукт: фотографии.

Про камеры с оптическим видоискателем

powershot g12Среди парка старых камер “все в одном” есть интересные аппараты Канона с оптическим видоискателем, например, powershot g12. К сожалению, этот тип видоискателей у данной серии далек от размера видоискателя зеркальной камеры. Это примерно, как 300 тыс. точек электронного видоискателя – просто общее понимание фрейма. Этого мало. Это аскетично, но вполне достаточно для всех видов съемки, кроме работы с людьми. Причина в том, что нужно видеть глаза, направление взгляда, эмоцию, а при малом разрешении это не просто. Хотя фотожурналисты начала 2000-ых вполне бодро преодолевали эту трудность по рабочим надобностям.

👐 Ручной зумм  в целом более естественен в работе, чем рычажок электрического привода. Иногда при съемке видео операторы зуммируют, но все любительские камеры сбиваются с фокуса, и почти все дают дергающееся изображение. Даже в кино с их бюджетами прием зуммирования используют только при большой художественной надобности. Специальные объективы, позволяющие менять фокусное расстояние без потери фокусировки называются вариофокальными. Я не слышал о таких объективах для фотокамер т.к. проблематика съемки видео на фотокамеры появилась недавно. Самое время сделать шаг в сторону.

Отступление про видео

fujifilm finepix hs50exrЕсли вы хотите снимать видео, то совсем старые камеры не рекомендованы. Даже модели 12-го года имеют столь низкий битрейт, что изображение оставляет желать лучшего.  Пожалуй, одним из редких исключений я бы назвал fujifilm finepix hs50exr. Но стоимость этой камеры на рынке б.у. начинается от $100., что является на мой взгляд уже предельным значением приятной траты. В плюсах этой камеры присутствует общий плюс для серии hs – ручной зумм, уже довольно современный электронный видоискатель на 900 тыс. точек и объектив с широким углом в 24 мм (эквивалент в полном кадре). Отмечу, что 24 мм на широком угле присуще всей серии hs. Это значит, что 

Panasonic Lumix DMC-G5Первой бюджетной фотокамерой, которая впечатлила меня качеством видео был Panasonic Lumix DMC-G5.  Но это уже другая история – история про камеры со сменной оптикой. Однако, добавлю, что если брать эту камеру ( 8000 ) с объективом от фирмы панасоник со встроенным стабилизатором, то для съемок на дневном уличном свете в 2к можно быть вполне довольным. Достаточно посмотреть тесты на ютюб.  Отдельный момент, что у камеры нет расширенных видеонастроек и микрофонного входа, который появляется у следующей модели DMC-G6. 

Семейство фотоаппаратов Nikon 1Семейство фотоаппаратов Nikon 1 с дюймовой матрицей.  Nikon 1 V2 имеет видоискатель и отлично пишет видео, но до сих пор стоят около $250 с объективом.  

Про самое важное важное – объективы
для предметной и интерьерной съемки.

О предметной съемке.  Любая, решительно любая камера “все в одном” годится для съемки относительно крупных предметов: от шкафов до табуретов, от ростового до поясного портрета и даже лица крупным планом.  Другое дело, что для профессиональных фотографий деталей одежды или съемки мелких объектов, используются макро-объективы или  макрокольца. Стоимость таких объективов на вторичном рынке начинается от $140. Но это все история про камеры со сменной оптикой.

Макросъемка на просьюмерских камерах. Рабочим инструментом для съемки макро могут являются макролинзы в форме толстых светофильтров. Отметим, что некоторые камеры имеют не стандартные резьбы. Иногда размер резьбы не совпадает с размером выпускаемой ближайшей макролинзы. Для решения вопроса есть повышающие кольца-адаптеры.

макролинзаСердечно не рекомендую тратить деньги на дешевые варианты, а удавить жабу и приобрести  Marumi DHG Macro Achromat. Но если “денегнет, новыдежритесь”, то смело берите любую чистую лупу и крепите ее на обод ненужного светофильтра суперклеем. Такой вариант не хуже любой макролизны ценой до $20. “Затаку” вы получите инструмент для творческих экспериментов на цветочках и т.п. Или жмите жабу.

Среди старых камер есть интересная штука для начинающего интерьерного фотографа: SAMSUNG WB2200F. У этой камеры видео не идеальное, но есть 2к, фокусировка на твердую 4 для своего класса, видоискатель так себе, но речь не про это. Есть существенная уникальность.

SAMSUNG WB2200F – единственная камера “все в одном” с диапазоном фокусных расстояний от  интерьерных 20мм до 1200 теле. При этом есть существенный минус. Камера работает только в jpg. Таким образом, фотографируя интерьер, следует работать ТОЛЬКО делая эксповилку и внимательно следя за балансом белого. Отмечу, что интерьерная съемка всегда проводится с эксповилкой т.е. делаются несколько кадров с разной экспозицией под склейку.

Про мегапиксели

У камер с матрицами в 2/3″-1″ самые разные “мегапиксели”. Мое мнение заключается в том, что реальной информации эти камеры выдают на 9-11 мп и этого вполне достаточно для отличных фотографий под веб-публикации, циан и даже для печати.

Чудо в цене вопроса

Раскрою цену эксперимента ясно. Совсем старые камеры, вроде упомянутой моей минолты или Олимпуса 8080 стоят в хорошем состоянии около $12-$35. У них нет нужного для интерьеров широкого угла, видео никакое, а мониторы и видоискатели ценны только коллекционерам. Однако, эти камеры радуют продуманностью. Более свежие камеры могут иметь фокусные расстояния от 24 мм, что уже лучше, но все равно мало для интерьерной фотографии, кроме фотосъемки крупных помещений или фрагментов малых. И только две камеры имеют широкий угол в 22 мм и стоят $40-$100. Это SAMSUNG WB2200F и Panasonic DMC-FZ72. Реальным превосходством панасоника является лучший видоискатель и экран, брекетинг экспозиции, внутрикамерный ХДР, возможность съемки в RAW. Что до видео, то оно одинаково +/- так себе на обеих камерах и 4К панасоника имеют чисто номинальный характер.

Самые дешевые альтернативы
из зеркальной оперы

Для тех, кому хочется более специализированной техники, открыт путь в зеркальные камеры кенон/никон.  Есть еще и Сони, но А-байонет уже не поддерживается, а дешевые камеры на Е-байонете я не рискну рекомендовать.

В моделях типа canon 600d видео не блещет, а стоимость колеблется вокруг $110. К этому следует добавить широкоугольник типа Tamron 10-24mm, tamron 11-18mm или Sigma 10-20mm. Любой из этих объективов в б.у. состоянии начинается от $130. При этом я бы не сказал, что это отличная оптика. Блики от ламп, потеря контраста против окон – все эти болезни им присущи, а стоят больше, и такая покупка уже тянет не на эксперимент, а на покупку хлама, который то ли роняли, или топили, а потом помыли и продали. Остается добавить, что к широкоугольному объективу требуется нормальный (не китовый) штатник, а он тоже стоит денег.

Если покупаете старое и не разбираетесь, договаривайтесь на несколько дней под тест. А за экспертной оценкой рекомендую обращаться к Эмилю в cifra-tech.ru. 

Что до покупки просьюмерских камер, то их износ всегда меньше зеркалок. Чаще всего, их владельцы ими не фотографируют). Есть еще один плюс старых просьюмерских камер перед свежими моделями: если они прожили так много, то может и еще поживут?

В заключение. Мы все стремимся к новому. Ведь кажется, что новое всегда лучше. Но когда проживаешь с индустрией долго, то часто возникают вопросы. Позволю себе несколько примеров, а выводы каждый сделает сам.

  • Когда выходил объектив Sony Vario-Sonnar T* DT 16-80mm f/3.5-4.5 ZA пользователи были в восторге от “Цейса”. И только пару лет спустя, когда пластиковые шестеренки в конструкции стали системно ломаться, возникли вопросы. Они канули в лету, как и все прочие опыты тети Сони над байонетом А – его просто закрыли, не смотря на самурайские обещания и панегрики технологии полупрозрачного зеркала. Кто все это помнит? 
  • Когда вышла серия sigma art 19|30|60 мм 2,8 кто знал, что срок жизни этих объективов “где ломаться нечему” имеет вполне ограниченный срок? 
  • Кто из покупателей замечательного по характеристикам Panasonic Lumix DC-LX100 думал, что эта камера с несъемным объективом будет ловить на матрицу крупную пыль? 
  • Много ли обзоров на свежий Canon RF 16mm F2.8 STM ($500) говорят о том, что у него дисторсия за рамками добра и зла? А негативные отзывы даже Ютюб удаляет весьма успешно. Корпорации кидают страйки за ложные сведенья и “вуаля” поля лжи и восторгов формируется не хуже, чем во времена доктора Г-са. 

Итого. Не стоит уравнивать живучесть и качество техники начала эры цифровой фотографии и сегодняшними пластиковыми поделками маркетологов. 

May the Force be with you!

P/S/ Если Вы – смелый джедай и готовы ради прекрасной картинки обойтись шикарной оптикой с широким углом в 24 мм, то есть всего лишь одна камера, достойная внимания. Sony Cyber-Shot DSC-R1У нее 10 мегапикселей на матрице, уникальный Carl Zeiss Vario-Sonnar 2.8-4.8 ЭФР=24-120 мм  и стоит она $40-$60. Имя этого космического корабля – sony dsc-r1. Кроме объектива у этой камеры есть еще один огроменный плюс – ее матрица. Это реальный полуторный кроп для профессиональной работы. Тестовые фотографии на sony dsc-r1 смотрите тут.

Б Л О Г