Процесс съемки — это лишь первая часть работы фотографа. Поиск ракурса, конкретного способа сбалансировать освещение (см. ↴), возможных перестановок мебели или элементов декора, все это служит заготовкой для обработки файлов.
Почему бы не отдать фотографии удаленному ретушеру? ↴
Если в процессе съемки фотограф пользуется одним одним методом работы, то сотрудничество с ретушером удобно т.е. задачи типизированы вполне.
Однако на практике в одой фотосессии для разных кадров используются разные приемы. Чтобы удаленный ретушер понял, что снято тут для чего, фотограф должен делать ясные текстовые замечания во время съемки по каждому пакету файлов. Это так себе идея т.к. слишком много возможностей для ошибки, слишком много надобностей контроля. Словом, удаленный ретушер, как инструмент, удобен для обработки самых бюджетных фотосессий, которые за две копейки нонстопом делаются начинающими фотографами для агентства. Фотографы обеспечивают приток фото, претензии к ним обеспечивают текучку, а ретушер разгребает это самое.
Вот по этой причине я делаю попытку представить процесс ретуши структурно (↴).
Что же творится на съемке?
Фокусстекинг. Некоторые изображения невозможно получить «одним кадром». Причина в том, что нужная фотографу глубина резкости слишком велика. В таком случае я делаю несколько кадров с фокусировкой на разных планах, а потом склеиваю их в редакторе.
Склонность объектива к бликам от точечных источников могут нанести огромный вред изображению. Я уже писал в примечании 3️⃣, что особенно склонны к бликам объективы с устаревшими видами просветления (покрытия). Однако, именно они более всего доступны начинающим фотографам, а значит вопрос о решении бликов весьма важен. Итак, блики возникают не только в виде «зайцев» — кружков, но и в виде синих или зеленых точек, разбросанных в самых неожиданных частях изображения. Впрочем, от бликов можно избавиться.
Два способа избавиться от бликов ↴
- “Приобретите самую дорогую и последнюю оптику», — так скажет любой амбасадор и будет прав. Однако, как хорош не был бы объектив, но избавиться от паразитных засветок совсем и с гарантией не получится. Впрочем, есть старое надежное решение, годное для любого объектива.
- Способ “Пальца”. Прежде всего, фотограф может попытаться перекрыть источники света (лампы, окна и т.п.) в кадре. Это можно осуществить любым простым предметом. Таким предметом может быть и один из пальцев фотографа, или иная часть тела. Кроме того, фотограф может использовать второй метод работы, и подсветить те проблемные места, о которых сказано выше, дополнительным светом. Таким светом могут быть вспышки или электрические лампы. Для баланса цвета фотограф может пользоваться цветными насадками на вспышки.
Про подушки и постельное белье
Практически любой фотограф, занимающийся съемками гостевых комнат, постоянно решает проблемы разглаживания покрывал, подушек, бликов на полу от окна и прочих подобных элементов. Об этом прекрасно знают и администраторы гостиниц.
Стоит отметить, что материи с узорами и существенными заломами занимают существенное время ретуши. Аналогично и полосатое постельное белье нуждается в профессиональной глажке т.к. на пост продакшне ретушируется плохо, а значит долго, и дорого.
Стеклянные поверхности. В некоторых изображениях отражения на зеркальных поверхностях смотрятся органично (см ниже). Однако так не всегда. Используя поляризационный фильтр, фотограф может уменьшать отражения на полу или на стеклянных столах. Полярик редко убирает отражения полностью и зачастую нужна дополнительная тонкая ретушь (Пример см. выше).
Поляризационный фильтр не поможет фотографу справиться со всеми бликами и отражениями. Их придется ретушировать. В процессе съемке фотограф постоянно принимает решение о практической возможности ретуши в конкретном кадре или меняет кадр. Посмотрите на пример выше.
Про цветовую температуру. Случаются ситуации, когда цветовой спектр осветительных приборов в помещении здорово отличается и заменить лампы не возможно. Мало того, свет, отражаясь от цветных стен, меняет свой состав.
Есть три способа исправить это: ↴
А) ретушь в процессе обработки;
А) ретушь в процессе обработки;
Б) переосвещение интерьера своими точными источниками света (чаще всего это мобильные аккумуляторные вспышки на дистанционном пуске);
В) иногда возможно скорректировать освещение посредством своего постоянного источника типа Yongnuo YN-300 или Falcon Eyes LedPRO 600BD.)
На приведенном выше примере видно, что зона джакузи и зона спальной имеют очень разные цветовые температуры освещения. Если решать эту проблему путем переосвещения, то это займет около 15 дополнительных минут на кадр. Много ли это? Исходя из желания клиента иметь варианты каждого вида, то на один большой номер отеля уйдет целый рабочий день. Такие условия удается получить редко, а значит, придется делать съемку эксповилкой и чистить изображения в процессе обработки.
✍🏻 Практическое замечание о склейке файлов с разной цветовой температурой. ↴
Создавая в фоторедакторе объект со многими слоями, стоит иметь в виду применение некоторых слоев в режиме «Яркости». Это особенно актуально для изображений с отличающимися цветовыми температурами. Зачем это нужно? Например, если фотографу поставлено задание сделать гостиничные номера с дневным освещением, но включенными бра. Если он хочет сделать это качественно, то удобно сделать изображение только с дневным светом, потом только с электрическим, а затем смешать на свой вкус.
Обрезка кадра. Использование современных камер дает фотографам огромные изображения, которые при надобности будут кадрированы без ущерба для клиента.
Работа с потолком и другими зонами. Часто потолок смотрится слишком темным. Кроме того, на нем могут быть цветовые рефлексы. Найдя баланс между реальностью и комплиментарным ее отображением, фотограф правит такие вещи на в обработке или дополнительным освещением. На примере выше видно, что в исходном файле джакузи (самый белый объект в реальности) смотрится недостаточно светлой из-за специфики освещения и стеклянной перегородки. Это исправимо, если уметь анализировать картинку и владеть методами ретуши.
Ретушь vs Освещение. В своем ролике «Fast Shower Pops for Real Estate Photography» известный писатель книг по интерьерно-архитектурной съемке Натан Кул показывает нам работу с ванной комнатой. Он демонстрирует кадр «как есть», затем делает переосвещение интерьера посредством локальной подсветки вспышкой и сводит несколько получившихся кадров в единый файл. Исходник и результат работы Натана:
Я со своей стороны заинтересовался, а так ли требовался ли именно такой времяемкий формат работы? Я сделал скриншот фото с экрана, и обработал изображение. Да, у меня не было «raw», даже жипег мой был никакой, но все-таки результат работы виден ясно:
Кажется, с Крутым Натаном случилось то, что случается с каждым профессионалом: практикуя один метод, он начал забывать, что есть ходы проще, быстрее, дешевле, а значит и рентабельнее. Добавлю, что мой вариант гораздо достовернее. тем более, что в реальной душевой кабине объекта свет не включается. Тем не менее, книги Натана интересны и есть в моем списке рекомендаций.
🎁 🎁 🎁
✅ 5 книг, которые будут интересны любому фотографу, занимающемуся съемкой архитектуры и интерьеров ↴
Photography for Real Estate Interiors How to take and create impressive interior photos. От оборудования до редактирования, композиции, освещения, настроек, методов и многого другого, фотограф Натан Кул предлагает руководство по съемке фотографии недвижимости от начала до конца. Узнайте, как создавать великолепные фотографии интерьеров недвижимости с помощью эффективного рабочего процесса и недорогих инструментов, которые ускорят процессы съемки и редактирования. Более 70-ти цветных изображений, показывающих реальные примеры. Вы узнаете принципы, которые Натан Кул и другие архитектурные фотографы применяют в своей работе.
Эта книга далеко не сухой академический фолиант, она показывает практику, которые окажутся выгодными для бизнеса в области фотографии недвижимости. Посмотрите, как выделиться и показать клиентам, что вы берете плату как профессионал, потому что снимаете как один из них.
Shot Lists for Real Estate Photography What to shoot, and why. В этой пятой книге из серии фотографий недвижимости Натан показывает простую и эффективную стратегию фотографирования домов. Зная, какие кадры и композиции окажут наибольшее положительное влияние на клиентов и покупателей, Натан показывает, что работает хорошо и почему.
200 примеров домов, комнат, планировок недвижимости ведут к осознанию фотографических задач, которые вы можете быстро осознать и оптимизировать при съемке практически любой собственности.
Наряду с объяснениями того, почему одни композиции предпочтительнее других, Натан предлагает количество изображений для комнат и удобств в домах разного размера, а также то, как они соотносятся со стоимостью работ. Принципы, изложенные в этой книге, показывают, как любой стиль фотографии может применяться к перечню кадров, композициям и методам, содержащимся в этой книге. Натан также дает «Краткие профессиональные советы» по всей книге с простыми в применении приемами и методами, а также контрольным списком подготовки к съемке, который вы можете передать клиентам. Зная не только, что снимать, но и зачем, Ваши фотографии будут иметь более высокий вау-фактор, доказывая, что вы не любитель, но профессионал.
Photographing Real Estate Interiors and Architecture. A Comprehensive Guide to Equipment, Technique and Workflow for Real Estate Photography. В книге «Фотосъемка интерьеров и архитектуры недвижимости» Стивен Андермен подробно рассказывается о рекомендуемом оборудовании, технике и рабочем процессе для успешного ведения бизнеса в области фотографии недвижимости.
Главы, посвященные технике, включают подробное объяснение композиций и настроек для сотни примеров фотографий интерьера и архитектуры жилых и коммерческих объектов. Техническая информация упрощена с помощью диаграмм, а глава о рабочем процессе включает в себя список съемок и руководство по подготовке дома, чтобы помочь в проведении фотосессии эффективным и профессиональным образом.
Книга рекомендуется для людей, заинтересованных в фотографировании недвижимости с целью начать свой собственный бизнес или работать в компании, занимающейся фотографией или маркетингом недвижимости, а также для тех, кто в настоящее время работает фотографом недвижимости и хотел бы ознакомиться с их текущими методами и процессами.
Real Estate Photography for Everybody. Boost Your Sales with Any Camera. Фотографировать интерьеры не так просто, как вы думаете, и требуется много практики, чтобы создавать неизменно сильные, эффектные композиции для ваших клиентов. Тем не менее, в этой области можно заработать деньги, и независимо от того, хотите ли вы работать штатным фотографом недвижимости или развивать побочный бизнес, вам нужно вооружиться, чтобы делать фотографии, которые нравятся клиентам.
В этой книге Рон Кастл (Дель-Рио, Техас) знакомит вас с навыками, необходимыми для достижения успеха. Вы получите представление о некоторых основах бизнеса и узнаете, какое оборудование вам понадобится для выполнения работы.
Вы также узнаете, что и почему НЕЛЬЗЯ фотографировать, поработаете над созданием сильных композиций и найдете предложения по эффективному и действенному рабочему процессу постобработки. Последующие главы будут состоять из нескольких примеров домашних съемок. Эти изображения и подписи к ним предоставят полезные предложения и точки зрения на то, что влечет за собой типичная съемка недвижимости в «реальном мире».
Professional Interior Photography, Third Edition. Это издание стоит купить). Майкл Харрис предоставляет руководство по огромному выбору доступного оборудования и материалов, делясь своими профессиональными знаниями, чтобы помочь вам улучшить ваши изображения.
Новые схемы освещения включены в это третье издание, помогая вам выбрать пленку или цифру. Плюсы и минусы обоих оцениваются при внимательном рассмотрении практики Эшли Моррисон, интерьерного фотографа, работающего в цифровом формате.
Теория освещения и композиции сочетается с практическими советами и предложениями по преодолению повседневных проблем, а также даются советы о том, как лучше представить и сохранить изображения, чтобы вы могли сосредоточиться на съемке. Если вы только начинаете карьеру фотографа интерьеров, эта книга предлагает хороший, всесторонний источник идей и методов, а также поощряет индивидуальную интерпретацию. Текст, иллюстрированный потрясающими цветными фотографиями, написан в легко усваиваемом стиле, что делает теорию ясной и простой для понимания.
С чего начать заниматься ретушью интерьерных фотографий?
Есть несколько этапов, у каждого своя задача, и инструментарий каждого этапа надо узнать, разобраться в нем и овладеть практически.
Вывод фотографий с правкой хроматики и дисторсии объектива — это один из первых простых этапов. Следующий этап — это склейка фотографий через маскирование зон.
✍🏻 Практическое замечание о масках и т.п. ↴
Важнейшие умения в интерьерной ретуши находятся в области работы с масками. Именно с помощью маскирования зон различных файлов получается наиболее качественное и естественное изображение.
Создание масок из каналов и цветов, создание маски (яркости) из самого изображения, базовая маска яркости через Alt+Ctrl+2 в фш. очень и очень важны в использовании. Все маски могут инвертироваться
Особенное внимание уделяется источникам света с различной цветовой температурой, находящимся в пространстве кадра: люстры, бра, окна.
Если фотограф не пользуется Tilt/Shift-объективами, то одним из этапов будет коррекция вертикалей (пример). Довольно часто требуется фотографировать с высоких точек т.к. это “раскрывает поверхности”, а значит оси будут “завалены”.
Следует понимать, что искусственно «поднимая» яркость теней в фоторедакторе, мы увеличиваем не только шумность, но и получаем в тенях не слишком хороший (слабо сказано) цвет. Последним этапом обработки является техническая чистка кадра: удаляются блики, артефакты и дефекты реальности, например, мятые шторы и т.п.
Важно. Если снимок делался при одном только освещении из окна, то следует заметить изменение цвета освещения по мере удаления окна. Очень хорошо, если фотограф использует цветовую карту. Профессиональный фотограф должен владеть многими приемами и пользоваться ими, исходя из ситуации.
Для желающих практики предлагаю три финишные фотографии и уменьшенные исходники. Это поможет проверить свои силы во владении фоторедактором ↴
Про осветительные приборы и про работу с ними
Для подсветки интерьера с дневным светом логично иметь вспышки или лампы с цветовой температурой 5000К-6000К. Вечерний интерьер требует либо ламп с меньшей цветовой температурой, либо вспышки с гелиевыми корректирующими фильтрами, если, конечно, фотограф хочет согласовать дополнительное освещение с включенными торшерами, бра или люстрой.
Три важных момента: физика, виды приборов и виды нужного освещения ↴
✍🏻 Физика. Важно помнить, что интенсивность потока света падает как квадрат расстояния. Это очень важно. Вот прямо, пожалуйста, еще раз прочитайте начало абзаца.
✍🏻 Осветительные приборы, которыми пользуется фотограф, поделим на вспышки (накамерные/моноблоки) и диодные (панели большие/малые и лампы в патроне е27). Плюсы диодных приборов в компактности и легкой регулировке цветовой температуры, хотя точность не всегда желаемая. Главный плюс студийных вспышек — мощность, так нужная в Техасе при работе помещении, освещенном ярким солнечным светом. У накамерной вспышки тоже масса сильных сторон: она всегда есть и маленькая, легко оперировать, держа в руке, при радиосинхронизации, есть гелевые фильтры для регулировки световой температуры, в отличии от вспышек-моноблоков. ыыы
✍🏻 Типы света. С помощью различных насадок и изделий св. Кулибина мы формируем нужный световой поток: рассеянный в той или иной степени или направленный. Уже из внешенего вида фирменных насадок легко понять многообразие видов света и опытным путем собрать «свой» комплект.
Примеры насадок на моноблоки ↴
Зачем нужно дополнительное освещение? Возможны множество вариантов, которые я постараюсь перечислить.
🏮 Если мы поставим софтбокс или большой светильник примерно над фотокамерой, то получим свет от еще одной «как бы» люстры, которой в реальности не существует. Разумеется, эта люстра в большей степени освещает объекты, которые к ней близки. Иногда этот метод работает в сочетании с несколькими кадрами. Например, один экспонирован по ближнему полю, другой по заднему. И в редакторе работаем с этим.
🏮 С помощью диодных источников с регулируемой цветовой температурой бывает удобно подсветить ближние к камере предметы, если какие-то их важные детали находятся в тени. Без использования зонта или другого рассеивателя свет будет слишком жестким, но, совмещая кадры без этих источников и с ними путем маскирования, можно оставить только нужные зоны предметов.
🏮 Накамерную вспышку или моноблок можно использовать как «в потолок», так и для локальной подсветки разных зон или методом световой кисти. В любом случае придется склеивать кадры с разными освещенными зонами.
✍🏻 О световой кисти. Под работой световой кистью в интерьере я имею в виду съемку, когда в качестве источника света используется чаще всего ручной софт-бокс с мобильной вспышкой, которыми «проявляются» участки фотографии. Это сложный и времяемкий процесс, который осваивать стоит, но не в первую очередь.
Я искренне считаю, что выбор Кирилла оказался для нас настоящим везением. Его работа дала нам возможность увидеть номера в новом свете. Он помог нам создать историю о нашем гостеприимстве и вариантах услуг.
Мы будем рады, если Кирилл опубликует эти фотографии у себя на сайте с нашим упоминанием.
Благодарю за Ваше внимание к моим соображениям. Надеюсь, что при ближайших обновлениях веб-мастер зальет сюда фото.
Спасибо, Кирилл!