Какое оборудование необходимо рассмотреть для профессиональной работы по фотосъемке интерьера. Здесь детали, которых не скажет никто. –

Оборудование для съемки интерьеров и разъяснениями и фотографиями отеля

Интерьерный фотограф отелей и гостиниц в МосквеПодбирая оптику для архитектурных или интерьерных работ, я исхожу сочетания задач и возможных форматов проведения съемок. Надеюсь статья поможет увидеть разницу в процессах и результатах. Вместо рекомендаций конкретных объективов здесь будут сплошные предостережения, ведь я не рекламирую вещи, а представляю свои услуги.

Что тут собрано и замечание для начинающих фотографов  ↴
Здесь легко найти справки по 10-ти важным позициям: светофильры, штативы/стойки, объективы (супеШу, Шу, стандарт, тилд/шифт), свет, стедикамы, слайдеры, мониторы

Если фотограф предполагает, что съемочный процесс заключается в постановке камеры на штатив, а затем в склейке кадров, снятых в эксповилке, то ему подойдет любая камера от 2010 года и любой широкоугольный зум. Спортивного интереса ради, можно работать даже на очень старые камеры, но это отдельная история (). Еще лучше, если фотограф предполагает снимать “для себя”. Ради такого счастья годятся и совсем старые прекрасные в свое время камеры ().

При любительском подходе уровень вложений в оборудование ( $300=камера+штатив+объектив) меньше, чем вход в “индустрию такси” или открытие “магазина на вайлдбериз”. Однако заработок будет соответствовать нулевым умениям и вложениям ($30-40 за съемку с обработкой).

Учитывая логистику перемещений и некоторую стоимость привлечения клиента, работа в такси или доставке представляется более привлекательной, чем работа “фотографа дешевой недвижимости”. Впрочем, если есть задача похудеть, то это возможность. Говоря прямо, эту ступень развития желательно проскочить максимально быстро или вообще не иметь ее. Существенными преимуществами будут художественное образование и интерес к маркетингу.

 1️⃣ Первый предмет, который нужен на всякой съемке – это поляризационный фильтр. Об этом светофильтре нужно говорить отдельно (). Он нужен для минимализации бликов на полу при съемке против окна или иных отражений ( ↴ Пример  ). Рабочий фильтр стоит хороших денег. Плохой не стоит покупать т.к. он изменит цвета и понизит контраст так сильно, что исправление в фоторедакторе будет не возможным. Приобретая фильтр большого диаметра, возможно использовать его через адаптационные кольца ко всем объективам. Еще есть и профессиональные квадратные фильтры, есть фильтры на магнитных креплениях, но суть одна, а в работе удобнее иметь на каждом объектив отдельный фильтр т.к. это экономит время.

Примечание о том, чего не надо ↴
✍🏻 Примечание. Имея ввиду работу с фильтрами, разумно исключить из сферы интереса объективы с выпуклыми передними линзами. Их довольно много, и все они не про съемку интерьеров т.к. работа со светофильтрами не возможна.

Примеры таких объективов: Canon EF 14mm f/2.8L, Nikon 14-24mm f/2.8G, Sigma 12-24mm f/4, Sony FE 12–24mm F2.8 GM. 

Под воздействием света со временем поляризационные фильтры теряют свои качества. Т.е. не берите старые и “левые”. Покупайте лучшее, что позволяет счет в банке и еще лучше. Это оправдается.

панорамная фото номера отеля - услуги фотографа

 2️⃣ ШТАТИВ + СТОЙКИ. Второй предмет, необходимый к покупке – штатив. В камере может быть совершенно чудесный стабилизатор, но выстраивать кадр удобнее с зафиксированной на штативе камерой. Штатив с шаровой головкой максимальной стоимостью $150-300 достаточен для фотосъемки всех нужных нам верхних и нижних точек. И средних точек тоже. Главное, чтобы максимальная высота его была 180-200 см. 

Примечание про штативы ↴
✍🏻 Примечание. Не стоит путать штатив с фотостойкой – их конструкции созданы под разные задачи. В любом случае понадобятся 2 стойки под пункт и хотя бы пара стоек под пункт. Дешевенькие пластиковые штативы за $20-60 шаткие, как и стойки. Возможно, годны для иных жанров, но не для этого.

Для видеосъемки фотоштатив с шаровой головкой не подойдет т.к. эта связка не предназначена для медленных проводок. При этом плавность проводок китайских видеоголовок весьма под вопросом. Лично я дважды(!) за последние 10 лет на съемках получал внезапную порчу видеоголовки и рывки. 

Впрочем, стоит себе задать вопрос – а нужна ли в интерьерном видео проводка со штатива? ПО нашим временам поворот со штатива скучно. Проводка со слайдера или стедикам гораздо интереснее. Однако для надежной установки слайдера требуется иметь с собой две стойки или два штатива, и работа с этим уже процесс не простой. Ведь в ролике одна проводка занимает 3-6 секунд, и ради каждой придется все это аккуратно перетаскивать, устанавливать, выравнивать, выставлять точку А и Бе и т.п.. Собственно, это и есть “профессиональная работа”, чем я и занимаюсь. 

На авито легко найти слайдер до 90 см длинной, который вроде бы можно установить на один штатив по центру. Это соблазнительно, но работает figovo – перекосы при переезде через центр регулярны, чтобы не говорили амбасадоры. Две надежные фотостойки по весу и размеру в собранном состоянии меньше почти всех видеоштативов.

широкоугольные фотографии номеров гостиницы - услуги фотографа широкоугольные фотографии номеров гостиницы - услуги фотографа

Вопросы перед выбором камер и оптики

Если фотограф планирует снимать и видео, то удобнее иметь две камеры – под фото и под видео. Это позволит упростить технические моменты работы, например, перехода со съемки фото конкретной комнаты (со штатива) на съемку видео (стедикам или рельса).

В любом случае уместно прикинуть возможность установки камеры, с каждым из планируемых объективов, на выбранный стедикам и слайдер. Стедикамы отличаются алгоритмами работы и грузоподъемностью. Кроме того есть фактор веса – ведь его в руках носить. Слишком большой сетап (связка камеры, объектива и проч. обвеса вроде монитора и т.п.) может не встать или не стабилизироваться на конкретном стедикаме по причине габаритов.

Примечание про видеосъемку, которая, скорее всего нужна ↴
Среди фотографов случаются силачи, которые часами исполняют “лунную походку” с 4-ех килограммовым сетапом в одной руке и светильником в другой. Остальные (la dohodaygy) выбирают что-то облегченное или снимают с рельсы (слайдера), что и круто и долго в рабочем процессе. 

✍🏻 Примечание. Техническим ограничением видеосъемки в помещениях является освещенность. Дополнительный свет иногда помогает, но полноценно переосветить помещение ради компенсации засветов окон и т.п. мощных источников довольно сложно, времяемко и дорого.

Для съемки видео в помещениях требуется такая связка камеры и объектива, которая даст возможность выйти на выдержку в 1/50 секунды в планируемых условиях, если речь не идет о изменении условий с помощью дополнительного освещения. Т.е. стоит анализировать приемлемое ИСО конкретной камеры, светосилу оптики, а также проверить, отсутствие у камеры “дополнительного кропа” при видеосъемке в разных режимах.

зоны интерьеров номера отеля - фотосессия интерьера в Москве  зоны интерьеров номера отеля - фотосессия интерьера в Москве

Предисловие к выбору объективов. Для выбора оптики нужно ясно представлять изображение, формируемое на разных фокусных расстояниях. Это отдельная тема, уже описанная мной с примерами и пояснениями ( ).  На мой взгляд, одним из показателей уровня фотографа является частота использования той или иной оптики ( ). 

 3️⃣ Как не крути, а первым объективом, с которого начинается путь современного архитектурного фотографа является “сверхширик”. К этой категории сегодня относят объективы с 12-18 мм фокусного расстояния в полнокадровом эквиваленте (далее “ЭФР”). Многие считают, что 12 мм слишком изменяет восприятие перспективы и я в их числе. В целом объектив с фокусными 15-16 мм ЭФР имеет охват около 110 градусов и этого хватает с избытком, но не всем.

Примечания о том, что нам точно не нужно ↴
✍🏻 Примечание 1. Существенно усложняют  рабочий процесс объективы с “усовидной дисторсией” вроде СИГМЫ 14мм 2,8, которая по резкости прекрасна, но может создать нерешаемые проблемы.

✍🏻 Примечание 2. Некоторые объективы вообще не рассчитаны для работы против света или со многими малыми источниками. При наличии окна против камеры или люстр наступает фиерия бликов и потери контраста. Использовать эту оптику было бы странным мазохизмом ( ↴ Пример )

Желательно использовать современные объективы. Они дают правильный цвет, не “теплят”. Причина этого в современных покрытиях линз (просветление). Переотражения между линзами создают блики. Особенно опасны в этом смысле включенные люстры, мелкие диодные прожектора, окна и т.п.  В результате изображение теряет контрастность, цветность, получает неожиданные артефакты и теряет коммерческую привлекательность.

Плохая устойчивость к контровому свету свойственна старым сигмам, квантереям, тамронам, токинам. Для некоторых ситуаций эти объективы со своеобразной цветопередачей создают желаемые ретро-цвета, но для интерьерного фотографа они скорее опасны. 

Если фотограф всенепременно хочет снять комнату одним кадром, невзирая на пропорции и прочие мелочи реальности, то рынок предоставляет ему для этого инструменты -свех-супер-широкий угол или панорамную головку.

Примечание о супер ШУ ↴
✍🏻 Примечание. Вышенаписанное не отменяет возможности использования фишай-объективов или объективов с ЭФР 12 мм. В моей рабочей сумке лежит фишай, но нужен он мне примерно 2 раза в году для каких-то очень широких кадров, которые потом в редакторе будут выпрямлены. Пример ниже.

Что до 12 мм ЭФР, то я знаю как минимум одного успешного питерского фотографа, который просто влюблен в такую оптику и снимает ей внутреннее убранство дворцов С-П-га. Я не разделяю его чувств, но клиенты явно довольны.

услуги фотограф для отелей и гостиниц  📢 Значительные опасности, подстерегающие покупателей современной оптики скрыты в двух моментах: а) неизвестность в плане ремонтопригодности по истечению срока гарантии и б) реальные качества объектива, которые упрятаны под врутрикамерной правкой.

Примечание про А и Б ↴
а) Занимаясь коммерческой фотографией с 2004 года, я прекрасно помню многие восторги по поводу самых разных объективов, которые потом оказывались слабыми на “длинной” дистанции. Например, какой-нибудь Sony Carl Zeiss Vario-Sonnar T*16-80mm f/3.5-4.5 под старый байонет А спустя время показывал, что он системно плох т.к. начинка не терпит профессионального использования. И таких примеров я мог бы привести массу старых и современных объективов, среди которых есть как-бы крутейшие дистагоны, к которым запчастей практически нет.

б) Актуальным примером обмана маркетинга стал Canon RF 16mm f2.8 STM, разработанный под новый РФ-байонет. Этот объектив имеет существенную дисторсию, которая правится в камере. Однако, потеря информации по краям кадра может смутить любого любителя Канона. Впрочем, объектив компактен, годен для видео, а вот для фото – упс. Складывается мнение, что фирма считает пользователей идиотами. Бывает и не такое.

📸 Вывод прост: если вы “не в теме”, – покупайте/арендуйте самое дорогое, или консультируйтесь, приобретая чужой опыт за деньги или тщательно вникайте в споры фотографов на форумах.

услуги фотограф для отелей и гостиниц   4️⃣ Следующим в списке и вторым по использованию в работе интерьерного фотографа логично считать объектив, имеющий около 20 мм ЭФР. Выбрав фикс мы имеем лучшую светосилу, которая в съемке помещений интересна для видеороликов. При этом фикс компактен, проще стабилизируется на стедикам и сетап получается легче. На данный момент самый дешевый объектив на 20 мм выпустил Viltrox, есть и не дорогой Тамрон, есть и другие.

Примечание про проблемы ↴
✍🏻 Примечание. В процессе (авто)фокусировки на видео операторы выявляют проблему почти всех фотообъективов – “дыхание” фокуса т.е. изменение границ кадра при смене фокусировки с ближнего на дальний план и обратно. Особенно заметен эффект дыхания, если камера статична. Изначально фотообъективы не конструировались под кинозадачи и делаются с меньшим бюджетом.

Лечится “дыхание” как бы просто: избегаем статичных состояний камеры при смене фокусировки или снимаем нужный сюжет вообще без смены точки фокуса. Для интерьерной видеосъемки эти решения доступны.

услуги фотограф для отелей и гостиниц услуги фотограф для отелей и гостиниц

 услуги фотограф для отелей и гостиниц 5️⃣ Следующим объективом логично выбрать штатный зум или 2-3-4 объектива с дискретным (фиксированным) фокусным расстоянием. Фиксы дадут возможность светосилы и более легкого сетапа для видео. Набор объективов, дополняющих вышеописанные, составляет 24, 28, 35, 40, 50 мм ЭФР (см. визуальные примеры интерьерных фотографий номера гостиницы с разными фокусными ↴) .  Начинающему фотографу логично будет покупать наиболее возможные варианты, пробуя их, избавляясь от лишнего, добавляя денег и покупая следующие варианты.   

✍🏻 Примечание. Какой бы не был объектив, всегда есть тема для коррекции изображения. Это обусловлено как обстоятельствами съемки, так и геометрией. Все-таки любой объектив сделан из круглых линз.

фотосъемка интерьера гостиничного номера при дневном освещении

Пример. Эти два файла (см. ниже) показывают рабочий процесс. Первое изображение получено Shift-объективом сведением трех фалов с использованием мягких масок. После применения коррекции геометрии, локального исправления цветовой температуры и цифрового клининга ковра мы получаем второй файл. 

пример коррекции интерьерной фотографии сделанной с использованием Shift объектива пример коррекции интерьерной фотографии сделанной с использованием Shift объектива

 6️⃣ Специфическая оптика рано или поздно приходит в работу. Особенно важен объектив с Shift-подвижкой. Про это надо говорить отдельно (), но в целом, шифт - это такой сдвиг, который позволяет, например, делать кадр чуть сверху вниз, и при этом исправлять вертикали. Такие шифт-объективы не имеют автофокусировки, которая в работе интерьерного фотографа не очень-то и нужна. Однако, построить кадр сразу с выправленными осями - это крутая возможность, влияющая на эстетическое качество фотографии, посредством лучшего контроля. 

Примечание про подобные варианты ↴
✍🏻 Примечание. В некоторых современных камерах есть настойка, позволяющая исправить заваленные вертикали посредством трапецевидного искажения. Это крутая репетиция для понимания шифт-оптики. Если не ошибаюсь, самой первой камерой с такой опцией был Olympus OM-D E-M5 Mark II. Разумеется, программные коррекции лишь обрезают кадр после деформации, но способность видеть кадр таким образом – это круто. Подробнее о подобных правках (), 

Для камер с кроп-фактором делаются переходники с тилд/шифт подвижками, которые позволяют использовать ФФ-оптику. На практике это лишь как бы кадрирование ФФ кадра, но кадрирование нужное и уместное. 

Если подсказывать путь с адаптерами, то на Fujifilm можно поставить Nikonовский ФФ 14 мм и это будет аналог 21мм ЭФР, но с опцией тилд/шифт, а на Micro 4/3, можно выбрать годный экземпляр сигмы 10-20 и это будет 20 мм ЭФР, учитывая, что данный объектив может крыть полный кадр). На топовых камерах микры, как и на некоторых Фуджи, есть режим высокого разрешения, такой подход вполне эффективен для интерьерной съемки.

номер гостиницы - портфолио интерьерного фотографа  номер гостиницы - портфолио интерьерного фотографа

номер гостиницы - портфолио интерьерного фотографа   7️⃣ Следующим моментом после приобретения оптики становится формирование комплекта освещения. Это могут быть мобильные аккумуляторные вспышки или студийные моноблок и диодный видеосвет.

Мой комплект света ↴
Так или иначе, но на каждую съемку я беру один аккумуляторный диодный источник, два диодных без аккумуляторов со стойками и одну мощную мобильную вспышку. У каждой вещи есть свое применение: вспышка используется для полного переосвещения помещения частями или для работы с периферией окна при съемке против него, диодные источники являются корректирующими и вспомогательными.

В яркие солнечные дни света мобильных вспышек становится мало, а диодные источники еще слабее. Тогда требуется хотя бы один студийный моноблок. Но это большая история и об этом лучше говорить отдельно ().

 8️⃣ Для съемки видео незаменим стедикам. Стедикам тем легче и компактнее, чем на более компактные камеры он рассчитан. Например, сетап из Panasonic Lumix DC-G9 и Laowa 7.5mm f/2 будет отлично работать без фокусировки на компактном Feiyu tech ak2000s, или, если ваша физическая форма не позволяет нагружать спину и плечи, есть вариант с DJI Osmo Pocket 3 Creator Combo. Чудес от него не ждите - снимает как хороший телефон, но компактен, легок и хлипок. Что касается полнокадровых камер с широкоугольными линзами, то такие сетапы требуют более мощных стедикамов вроде MOZA AIRCROSS 2 или Zhiyun Crane 3S. Избегайте смотреть на приведенные примеры, как на рекламу, но прикидывайте вес своего сетапа и сопоставляйте с возможностями тела. Дополню, что интерфейс каждого стабилизатора специфичен, как и компактность, как и быстрота в установке.

Примечание о весе объективов в применении к видео ↴
✍🏻 Примечание. Интерьерная видеосъемка имеет свои сложности, о которые изложу кратко. Для записи видео нам требуется выйти на выдержку 1/50, 1/60, а для большей плавности (типа слоу моо) на еще более короткие выдержки. Эта необходимость создает специфику. 
При съемке с рельсы (слайдера) вес объектива не так важен, как при работе на стедикам: тяжелый объектив сложно стабилизировать и тяжело таскать эту связку. Опасно для поясницы и рук. Облегчить связку можно системой микра 4/3, например. Но тут уже у каждого свои решения, которые упираются в бюджеты. 

 номер гостиницы - портфолио интерьерного фотографа  9️⃣ Теперь перейдем к "рельсе" или слайдеру. Лично я предпочитаю механическую тяжелую рельсу на 120 см, которую устанавливаю на две стойки, креплю на нее стедикам, и веду его рукой. Иногда ставлю режим слежения стедикама за конкретной точкой.

Примечание про варианты слайдеров ↴
✍🏻 Примечание. Опробовав слайдеры с программированием через приложения и т.п. я решил избегать этих устройств. Причина в их нестабильности: то вай-фай отваливается, то приложение глючит, то еще какой-то баг. Если на одной из 10-ти съемок мне приходится опасаться “шляпы”, то я против таких переживаний за мой счет. Впрочем, есть и чудесный вариант российского домашнего производства с программированием точек, скорости прохода и прочего всего нужного. Найти можно на Авито примерно за $200 (Профиль Андрей. м. Щукинская м. Щукинская) . Другое дело, что тратить на программирование и отладку каждых 3-6 секунд по 15 минут – это часто вне возможного формата. По этой причине я и люблю “металл”

 1️⃣0️⃣ Последний предмет - накамерный монитор. Специфика монитора для фотографии имеет практические отличия от съемки видео. Например, фотографам часто нужен вертикальный кадр, а видеографы выбирают ориентацию камеры/монитора на всю съемку.

Подробности, которых не избежать ↴

Что лучше – монитор или планшет? Теоретически, для неспешной работы планшет, являющийся еще и дистанционным пультом управления, комфортнее монитора. Но в реальности приложение иногда глючит, аккумуляторы иногда нужно менять, переподключая вай-фай, который и сам по себе не слишком стабилен. Есть мнение, близкое к факту, что айпад в качестве дистанционного монитора работает стабильнее андроидных гаджетов.

Теоретически, лучшим вариантом является накамерный монитор с радиосендером. Такой связке не нужен HDMI-шнур между камерой и монитором. Это удобно и для стедикама. Радиосендер обойдется около $100-1000 и что-то приличное начинается с $250. Накамерный монитор стоит $100-300 и цена сильно зависит от яркости, которая важна для работы на улице. Но большая яркость приводит к увеличению энергопотребления. Все это следует держать в голове. 

В продаже присутствуют накамерные мониторы со встроенной функцией приема за ≈$1000. Стоит добавить, что передатчик, закрепляемый на камеру, в любом случае, требует существенного питания в виде мощного аккумулятора или повербанка. 

Крепление монитора является отдельным вопросом. Видеографы чаще всего покупают “клетку”(≈$100) для камеры с кучей “дырок” со стандартными гнездами и камера обрастает микрофоном, верхней ручкой или боковыми рукоятками, монитором, фокуспулером и черт его знает еще чем. Подчеркну, что в процессе видеосъемки ориентация камеры не меняется, а штативы для съемки видео делаются гораздо тяжелее и устойчивее, чем для фотографов. 

Если нет клетки, то накамерный монитор крепится на горячий башмак. Это удобно, но моменты поворота камеры в вертикальную ориентацию возникает некоторая опасность и существенная нагрузка на башмак. Второй момент, что наличие вертикального монитора на башмаке при установке сетапа на стедикам усложняет балансировку или даже делает ее не возможной. 

Последний вариант использования монитора с радиосендером или планшета самый простой – предмет не монтируется в сетап, а находится в руках или лежит рядом для пристального рассмотрения картинки. Это удобно, если на съемке важно обеспечить взаимодействие фотографа и клиента.

Б Л О Г