Вопросы искусства и профессионализма. Текст размышлений, возникших в процессе съемок.
Все люди для фотографа буквально состоят из творческих уникальных возможностей. Однако, есть момент, достойный внимания. На съемке именно контакт с фотографом становится главным эмоциональным катализатором для портретируемого. Второй фактор состоит из атмосферы студии. Это отдельное пространство в котором клиент может освободиться от своих «пут» и найти свои неожиданные черты, а может показать желаемые стороны. Это лишь форма выражения свободы, эмоций, или воли и действия. На базовом уровне фотографирование для клиентов – это коммерческая форма искусства.
Студийному фотограф требуется иметь разнообразные стратегии общения, иногда «замыкаться в себе», если так нужно для конкретного клиента. Освещение важно, но именно в эмоциях рождаются грани личности и появляется ее визуальный образ. Создание ярких типажей уместно для модельной съемки, но в портретных съемках чаще звучат более лиричные ноты.
Зеркало в фотографии. Каждый день аналог своего портрета мы видим в зеркальных отражениях. Но мы всегда забываем, что отражение в зеркале — наша полная противоположность. Попробуйте отзеркалить свою любимую фотографию себя или близкого человека, или знаменитости. Результат удивит.
В процессе рассматривания своего «АнтиЯ» наш разум смешивает реальные черты с воображаемыми (рекламные клише или образы из кино) и мы получаем сборку. Самый близкий аналог зеркала и есть современная цифровая фотокамера. Но остаются вопросы.
1) Есть ли у человека некоторая эмоциональная суть личности и требуется ли фотограф для ее раскрытия? Возможно, что довольно сделать нужное лицо перед зеркалом или камерой, а затем и нажать кнопку спуска?
2) Нужна ли нам некая особая обстановка, некий «выход в космос» для того, чтобы наш мимический язык проснулся и показал суть личности?
3) Нужно ли пытаться отобразить эфемерную личность портретируемого? Возможно, достаточно просунуть голову в дыру шаблонов: вот я на горе, вот я умница, вот я радость+счастье, вот мой успех. Соответствие клиента рекламным идеалам и точеной эстетике преуспеяния – это тоже интересная задача для профессионала.
Замечу, что искусство фотографии имеет известную специфику: фотограф фотографирует то, что есть. Да, есть ретушь, да, есть художественное освещение, но все-таки художник «рисует из головы», а фотограф делает отпечаток пусть призрачную, но реальность.
Экономика проникает и в искусство через свежие технологии. Одной из таких технологий начала 20-го века была фотография. Приход цифровой фототехники стал второй волной перемен. Внесу ясность.
Художник-портретист работает над изображением дольше фотографа. Стоимость фотопортрета в цифровую эпоху складывается из студийного времени, времени работы фотографа на съемке и пост-продакшна. Стоимость станкового портрета складывается из холста, красок и времени работы. Не думайте, что это дешево).
Честно спросить себя — какими умениями должен обладать фотограф и какими художник? сколько времени требуется для образования этих умений? Полагаю, что фотограф должен обладать навыками художника, но в наше время, многие считают, что достаточно обладать фотокамерой и живостью разума.
Реальная разница во времени труда и на стоимость условного портрета. Учитывая, что фотограф за одну съемку сделает несколько вариантов изображения, то на выходе фотограф создает гораздо более привлекательный и разнообразный продукт.
Это одна из причин почти полного вытеснения фотографией живописи. Однако, и живопись переживает сейчас цифровую революцию: появились планшеты и другие устройства, увеличивающие скорость работы художника. Эти устройства не дешевы, но в профессиональном применение они быстро окупаются.
У живописи есть свое мощное преимущество. Далеко не все идеи можно создать через фотосъемку, но художник – бог своего мира, он может все.
Хельмут Ньютон. Книга «Машина Ньютона», 1972 г.:
… модели делают фотографии лучше, чем многие фотографы. Для них я сделал устройство. Это «приспосОба» закрепляется на фотоаппарате с электрическим пуском. Есть таймер, он регулируется. Фотомодель выставляет параметры. Рядом с фотоаппаратом я поставил большое зеркало, в котором модель отлично видит себя. При запуске устройства звонок и мигающая лампочка предупреждают о спуске затвора. Это дает возможность принять наилучшую позу в нужное время.
Благодаря Vogue мой аппарат попал на реальную фотосъемку. Модели узнали, что теперь все зависит от них, что теперь они могут получать именно те фотографии, что им хочется, что модели становятся и фотографами. Затем я выставил схему осветительных приборов и обозначил точку позирования на полу. Фотографии получились интересными. Но не великолепными. В журнал их не взяли.
Аналогичную акцию я проводил для журнала Elle. И эта акция прошла гораздо лучше. Вот в чем причина: на второй фотосессии моделей просили представить, что они позируют для любимого фотографа, а на первой съемке я сделал акцент на ответственность за фото, которая обычно ложится на фотографа, а теперь на моделей. В итоге мы имели 6 журнальных полос с подписью: «La Machine de Newton». Лос-Анджелес, 1972…
И фотографии, и живописные полотна прежде всего являются плоскостями. Тут весьма идентичные способы воздействия: линии, кривые, фактуры, тона, объекты, словом, все то, из чего наше сознание создает чудо – композицию. В чем причина нашего ощущения гармоничности того или иного сочетания предметов на плоскости?
Методом проб и ошибок художники выявили некоторые законы гармонии. Но в чем причина ощущения гармонии? Ведь она коренится в нашем сознании. И, скорее всего, понятия о красоте у человек и бегемота, если бегемот снизойдет до рассуждений о красоте, могут существенно отличаться. Именно в этих поисках художники восходили к абстрактной живописи. Искусство фотографии тоже знает поиск гармонии абстрактных форм.
Главным правилом абстрактной фотографии является уход от символической репрезентации. Абстрактная фотография отвергает идею того, что должно быть изображено нечто узнаваемое, предпочитая вместо этого взять в качестве объекта сам образ и процесс его создания.
Чем выше в культурном (и экономическом) смысле находится общество, тем пристальнее люди вглядываются в изображения. Например, китайцы размышляли о «линиях силы», ощущаемых издалека и о «субстанциях», которые возникают при ближнем рассмотрении картины. Европейские мастера задумывались о внутреннем смысле предметов (внутри замкнутой линии), о взаимоотношении объектов, о зависимостях между ними, меняющихся при различных положениях объектов на плоскости. Очевидно, что наблюдатель испытывает различные воздействия (ощущения) при созерцании различных положений одних и тех же предметов на плоскости.
Конечно, многим землянам безразлично группирование бутылок в минибаре, было бы содержимое, но и не все услышат разницу между баяном и аккордеоном. Искусство требует изощренности вкуса.
О том, как не реалистично фотоискусство. Древние греки восторгались произведениями скульптуры и живописи, в которых авторы максимально приближались к натуральности. Известна история про коня Александра Великого, который заржал, перепутав статую лошадки с реальной натурой. Есть множество подобных легенд и не про коней, а про детей, например. С другой стороны мне не знакомы случаи, когда фотографию кто-нибудь спутал с реальностью. В этом видится парадокс — фотоискусство, фиксирующее реальность «как есть», далеко от естественности, на которую способна живопись.
О деталях и контексте в живописи и фотографии….
Взаимодействуя с природой и социумом, мы нарабатываем многие реакции на привычные события и явления. Эти сформировавшиеся рефлексы моментально включают нас в контекст актуального события. И живописец и студийный фотограф могут помещая в композицию различные типичные предметы активировать в зрителе сформировавшиеся на основе культурного кода рефлексии. Однако, в репортажной фотографии всегда есть множество случайных элементов. Но в любом случае для восприятия и фотографии и живописи желательно знание времени, к которому относится произведение. Ведь многое в искусстве следует из намеков.
Культурные коды в произведениях искусства. Примеры. Давайте представим два портрета и осмыслим их контекст.
А) Портрет дамы. 17-ый век. Бальное платье. Зритель оценивает эмоции на лице и грацию позы, мастерство художника и светотень, но зададим себе вопрос: как бы изменилось восприятие картины, если бы зритель знал, что данное платье застегивается на 184 крючка и 27 пуговиц, тогда как другие аналогичные модели имеют всего лишь 46 крючков и 14 пуговиц? Скорее всего, зритель мог бы иначе оценить выражение лица горничной и дамы…
Б) Портрет рыцаря в доспехах с оруженосцем. Возможно, что в сериях подобных картин рождался жанр современного делового портрета. Весьма часто имидж (доспехи, дорогие часы, кабинет) затмевают личность. Точнее, от личности остается лишь безэмоциональное лицо.
В подобных картинах и фотографиях случается контекст, дающий пищу воображению. Это может быть кислое лицо оруженосца, уставшего облачать главного героя. Да, туалет рыцаря – дело сложное, думает зритель.
Социальная роль художника/фотографа. Современность говорит с человеком на языке культуры. Привычные шутки, модные луки, цитаты из книг, а чаще из сериалов являются нарративами, по которым распознается свой/чужой. Быт людей трансформируется технологическими новинками, приводящими к переменам в этике. Жизнь похожа на гребень океанской волны, в которой перемалывается прошлое и рождается настоящее. На гребне этой волны происходит самое интересное.
И художники, и фотографы – артисты. Они обыгрывают все, что ценно свежестью. Художественные артефакты идеализируют усиливают обаяние свежих социальных ролей, формируют экспрессивное поле вокруг технологических новинок. Модные артисты всех жанров искрятся на гребне жизни. Они удивляют народ блеском новых идей и перспективами наступающей красоты.
Что видит фотограф? Смешение узнаваемых типов и что-то тонкое, ускользающе-личное. В удачном смешении этих компонент рождаются шедевры. Отличный профессиональный портрет фотограф всегда полон уловленного личного шарма модели.
Неочевидное. Является ли фотография – искусством? Далеко не все разделяют эту уверенность. Логика сомнений пряма: искусство создает новые предметы, а фотография, совершает фиксацию реальности, а значит, занимается не-искусством.
Мне бы хотелось ответить так: уже самим фактом выбора из всей реальности одной конкретной зоны в рамке видоискателя фотограф совершает акт отсечения части от целого и, более того, он этой части придает значение большее, чем все остальное пространство, существующее в тот момент. Во многих случаях внимание фотографа формирует само пространство – модель позирует фотографу, натюрморт собирается его волей. Кроме процесса фотографирования фотограф осуществляет обработку полученного изображения. Он властен над яркостью, контрастом и прочими хитростями, меняющими изначальный артефакт.
Есть и другой тип аргументации «за искусство фотографии». Если поэма посвящена реальному событию, то является ли она искусством? Поэма обладает художественными чертами, превосходящими реальность уже благодаря авторской работе.
Так и фотография, посвященная определенному сюжету, человеку, чувству способна отобразить призрачный блеск совершенства — пик эмоции, мгновение свершения, графичность идеального мира.
Что мы видим в себе, чем являемся и что покажет фотограф.» «Кого ты видишь, когда смотришь в зеркало? Что говорит о тебе твое лицо?», — такие вопросы я задаю себе часто. Пока я не нашел ответов. А мне уже 45 лет и характер ясно проступает в морщинах от привычных эмоций.
При этом в одном человеке уживаются многие личности, включающиеся в разных плоскостях. Одно поведение с родными, другое с друзьями, третье с особами противоположного пола и т.д. и т.п. Чью фотографию хочет портретируемый? Фотограф должен разобраться. И далеко не каждый клиент решается на эксперимент по фотосъемке психологического портрета.
Чаще всего внутренние сомнения у заказчиков вызывает съемка в студии. Пустая фотостудия с несколькими задниками и профессиональным светом похожа на отдельный космос или сцену в театре. Этим и ценен студийный опыт – мы заново ищем себя, находим.
Впрочем, все проще. Реальность, которую фотографирует камера, существенно отличается от реальности, которую конструирует мозг. Попробуйте посмотреть одновременно на нос и ухо собеседника. Это невозможно. Фотография работает иначе: фотограф задает плоскость фокуса. В любом случае, снимок, если и отображает какую-то реальность, то это не реальность человеческого зрения.
Итак, homo cogitat с фотоаппаратом имеет вполне конкретные инструменты для блуждания в реальностях, отличных от привычного мира sapiens.
Что во власти фотографа? Он может изменить угол обзора. Это кажется очевидным, тем не менее, это сильный художественный прием.
Далее, следуют светофильтры. Это огромная тема для эстетики и философии. Ведь все животные видят мир в разных диапазонах излучения, их восприятия мира отличаются от нашего.
Наконец, у фотографа есть инструментарий для работы с резкостью. Чтобы повысить глубину резкости или разглядеть предмет яснее, человек прищуривается. Фотограф тоже может увеличивать глубину резкости, менять плоскость резкости, и даже отказываться от детальности изображения, если это соответствует творческому замыслу.
Возможно добиться некоторых эффектов посредством движения камеры во время экспонирования, дрожью. Иногда часть защитного фильтра покрывают полупрозрачным гелем ради изменения нужного фрагмента.
О восприятии. Существует мир, который видят люди. Для многих он и есть «настоящая» реальность. Однако на планете живут и другие существа, со своими «настоящими» мирами. Их восприятие бытия совершенно отличается от нашего.
Сама идея фотографии дает нам возможность погрузиться в фантазии об этих мирах. Возможно, что кто-то из нас найдет силы и для творческих путешествий в чужие пространства.
Давайте погрузимся в визуальные отличия мира людей и прочих обитателей нашей планеты.
Для акул свойственно восприятие мира в сером или зеленом диапазоне, акула воспринимает предметы контрастными и четкими.
Змеи видят тепло наших тел. Прямо как вампиры из легенд. У других животных такая способность не встречается.
Сегодня почти каждый собаковод знает, что его питомец не отличает множество цветов: желтый, зеленый и оранжевый. Но собаки обладают лучшим ночным зрением чем мы, а перед светофором ориентируется не на цвет, а на яркостные изменения.
Кроме того, угол зрения собак здорово отличается от человеческого.
Кошки, видят в темноте еще лучше, чем собаки. С другой стороны, их зона «четкого» восприятия мира не превышает 5-6 м. Т.е. кот не сможет наслаждаться панорамным видом. Но, если добрый хозяин возьмет кота на выставку панорамных фотографий и поднесет питомца поближе, то котик увидит то, что ему не суждено — резкий панорамный вид. Котики хорошо видят голубые и зеленые оттенки, а вот фиолетовый и желтый их мозг воспринимает бледно. Про другие цвета и говорить не стоит. Покупайте котикам зеленые клубочки и голубые бантики, им понравится.
Зрение насекомых способно удивить не только фотографа, ведь восприятие насекомых находится вообще вне нашего опыта. Итак, про пчел.
Глаз пчелы состоит из многих сенсоров, а значит пчела видит мир через ковер «точек». При этом она живет в ультрафиолетовой реальности, где цветы обретают новые узоры, невидимые человеку.
В середине желтой области пчелы отличают: оранжевый, желтый, зеленый.
В синей области пчелы отличают синий от сине-фиолетового , причем хуже, чем эти цвета от предельного сине-зеленого и ультрафиолетового.
В сине-зеленой области пчелы отличают больше оттенков, в ультрафиолетовой они четко воспринимают разницу 375 нм и 360 нм.
При смешиваемых желтого цвета (588 нм) с ультрафиолетовым (360 нм), для пчел возникает новый цвет, который хорошо отличается от желтой, сине-зеленой, синей и ультрафиолетовой областей спектра. Эта область, которая включает смеси с содержанием ультрафиолетового от 2 до 50%, по аналогии с пурпурной областью человека, названная пурпурной областью пчел. Достаточно примешать к желтой о цвета 2% ультрафиолетового, чтобы оттенок желтого для пчел заметно изменился.
Оказалась еще одна цветная качество пчел, это область смесей сине-фиолетового луча (440 нм) с ультрафиолетовым (360 нм) — пчелиный фиолетовая область. В ней пчелы различают три оттенка очень хорошо и семь умеренно. При добавлении к сине-фиолетового луча 3% ультрафиолетового возникает новый оттенок, который пчелы хорошо отличают от других цветов.
Фотоаппарат, рождающий иное. Давайте посмотрим на некоторые фотографии Иозефа Судека. Для создания фотоизображений он часто использовал весьма длительные выдержки. За десятки минут экспозиции интенсивность и даже направление солнечного менялись. Фотограф получал изображение с уникальной пластикой.
Представьте себе возможность увидеть несколько часов в одном изображении. В этом есть что-то сверхчеловеческое.